Яндекс.Метрика


Платные услуги

Анкетирование

Форма обратной связи


Калинников

Калинников Виктор Сергеевич

(1870-1927)

150 лет со дня рождения.

КАЛИННИКОВ 1

Виктор Сергеевич Калинников родился 8 (20) февраля в 1870 году в селе Воины Орловской губернии в семье чиновника. С раннего возраста началось музыкальное формирование юного композитора, на которое в значительной мере оказал влияние его старший брат, Василий Калинников. Василий Сергеевич сам подготовил брата по теории музыки к вступительным экзаменам в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, куда в 1887 году с отличной оценкой был зачислен Виктор Сергеевич. Он обучался по классу гобоя у Е. Л. Гуревича и композиции у А. А. Ильинского, и П. И. Бларамберга. В 1896 году Виктор Сергеевич оканчивает училище с серебряной медалью. После окончания он остается преподавать в училище по классу гобоя, контрапункта, фуги и энциклопедии (теории музыки). Параллельно он работает в Московском синодальном училище, где ведет теорию музыки и хоровое пение. В первом десятилетии ХХ-го века Калинников руководит хоровым пением в начальных училищах Москвы, составляет и редактирует различные сборники народных песен, работает в Московском художественном театре. Последние пять лет жизни, с 1992 по 1927, Калинников является профессором кафедры Теории музыки в Московской консерватории имени П.И.Чайковского.

Калинников – автор преимущественно хоровых произведений. Хоровое творчество Калинникова обширно и разнообразно. Одним из первых русских композиторов он сочинил песни для детей и выпустил их в двух сборниках: «11 одноголосных детских песен»

11 детских песен. 2       

(«Тень-тень», «Киска» и др.) и «9 двухголосных детских хоров».

Им было написано 15 хоров a cappella, ряд хоровых обработок народных песен для четырехголосного и двухголосного хоров («Эй, ухнем», «Вниз по матушке по Волге», «У ворот батюшкиных»), несколько духовных хоров («Верую», «Свете Тихий», «Камо пойду от Духа Твоего» , номера из «Литургии»).

Ему принадлежат переложения для хора некоторых романсов русских композиторов («Рыцарский романс» Глинки, «Море» Бородина, «Ты взойди, солнце красное»), а также «Марсельезы» и «Интернационала». В произведениях для смешанного хора без сопровождения Калинников продолжает традиции русских композиторов в этом жанре. Хор у Калинникова - инструмент с большими возможностями и разнообразными средствами художественной выразительности. Тончайшая лирика («Элегия» А.С.Пушкина), драматизм («Кондор», сл. И. Бунина), изобразительность («Жаворонок», «Зима» сл. Е. Баратынского), эпическая мощь («Лес» сл. А. Кольцова) - все это передано лишь средствами хора.

Большинство хоров Калинникова - лирические произведения, рисующие картины природы. Разными красками расцвечивает композитор звучание хора, изображая то восход солнца («Солнце, солнце встает»), то прощальную краску осени («Осень»), зимние «Сосны», сл. М. Лермонтова,то дикий и скалистый берег океана («Кондор»). За всеми пейзажами ощущается присутствие человека с его чувствами, переживаниями, отношением к природе.

За образами усталого кондора и прикованного цепью сокола («На старом кургане») тоже стоят люди с трагической судьбой. В этом - гуманизм хорового творчества Калинникова, его глубокая содержательность. Мелодический язык хоров выразителен, проникнут элементами народной песенности, гармонии красочны, изобилуют побочными доминантами, неаккордовыми звуками, задержаниями, часто встречаются сопоставления далеких тональностей. Композитор чутко относится к поэтическому тексту, музыка откликается на малейшую смену настроения стиха, поэтому во многих хорах форма складывается из контрастных частей. В его произведениях форма является одним из важнейших средств художественной выразительности. Как правило, хоры Калинникова - трехчастные с контрастной серединой и видоизмененной репризой. В некоторых произведениях реприза сокращена («На старом кургане», «Кондор»), в других звучит как напоминание о музыкальном образе первой части («Элегия», «Зима»). Склад хорового письма Калинникова преимущественно гомофонно-гармонический с развитой подголосочностью и элементами имитации. Голосоведение отличается самостоятельностью, разнообразием мелодического движения, все хоровые партии несут равную нагрузку в создании художественного образа, полностью использован рабочий диапазон голосов. Богатство метроритмической структуры хоров Калинникова вытекает из текста, логических ударений в словах. Почти во всех хорах встречается переменный размер.

Деятельность Виктора Калинникова, его творчество сыграли важную роль в дальнейшем развитии русского хорового искусства на рубеже ХIХ и ХХ столетий.

Информация подготовлена преподавателем Чеботаевой О.В.


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!