Яндекс.Метрика


Платные услуги

Анкетирование

Форма обратной связи


Николай Голованов

НИКОЛАЙ ГОЛОВАНОВ

Голованов 1

                                                           «Самое страшное в дирижере –

                                             равнодушие и холодность.

                                                     Художник всегда должен быть

                                                       страстным пророком своей веры

                                                         и всецело убежденным артистом»

Н. Голованов

Голованов Николай Семенович (1891–1953) — выдающийся русский и советский композитор, хоровой дирижер, пианист,  педагог и  народный артист СССР - родился 9 января 1891 г. В 1909 г. он окончил Синодальное училище, а затем Московскую консерваторию. Был преподавателем Синодального училища по классу дирижирования и помощником регента Синодального хора Н.Данилина. В послеоктябрьские годы Голованов стал профессором Московской консерватории.

 

Голованов в молодости

В 1915 году Николай Семёнович начал сотрудничать с Большим театром, сначала как помощник хормейстера, а с октября 1919 года как оперный дирижер. Его дебютом стала «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова.

Первые годы работы в Большом театре стали и началом многолетнего союза – семейного и творческого – Николая Голованова и выдающейся певицы Антонины Неждановой. Голованов был пианистом-аккомпаниатором артистки более тридцати лет.

Нежданова

 

С 1919 года Николай Семенович активно участвовал в работе оперной студии, основанной Станиславским, который предложил Голованову возглавить музыкальную часть своей Оперной студии. Дирижер согласился и работал как в студии, так и в созданном на ее базе Музыкальном театре в 1919 – 1925 и 1937 – 1948 годах. 

Голованов за пультом

Во второй половине 1920-х годов против  Николая Голованова была развязана кампания политической травли, так называемая «головановщина». По мнению противников дирижера, Голованов стремился «перенести в советский театр старые, буржуазные нравы и методы работы», был чересчур «консервативным», отказывался продвигать молодых артистов, поддерживал «несправедливо высокие» размеры гонораров ведущим музыкантам. Кампания получила большой резонанс в средствах массовой информации и даже привлекла внимание И.В. Сталина. Голованов был уволен из Большого театра, а после восстановлен.

В 1937 году Николай Семенович стал художественным руководителем и главным дирижёром Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио. В годы Великой Отечественной войны, когда оркестр эвакуировали в тыл, из оставшихся в Москве музыкантов дирижер создал новый коллектив, и уже с 5 ноября 1941 года возобновились прямые трансляции по радио, которые сыграли огромную роль в укреплении духа народа, его веры в победу. Не случайно среди многих наград дирижера есть медали «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов».

Н. Голованов — автор ряда оригинальных сочинений. Музыка практически не исполнялась после его смерти, но сейчас переживает возрождение: в сезонах 2009—2012 ряд оркестровых сочинений был исполнен Российским Национальным оркестром под управлением М. Плетнева,  Московский Синодальный хор осуществил исполнения духовных сочинений, а его фортепианная музыка также начинает периодически звучать в концертах.

Известны такие сочинения композитора: Опера-кантата «Принцесса Юрата» (на сюжет балтийской легенды, 1914), опера «Богатырский курган» (по Г. Ибсену), Симфония, Увертюра на русские темы, Соната для фортепиано, «Эстампы» для фортепиано, «Lamento» (для скрипки, виолончели, голоса и фортепиано), романсы (более 200), духовные сочинения, две симфонических поэмы (в том числе «Саломея» к постановке одноимённой пьесы О. УайльдаМалый театр), оркестровые сюиты, обработки народных песен разных стран.

Духовные произведения композитора требуют исполнения образцовым хоровым коллективом. Их музыка сложна, изобилует диссонансами, но не смотря на это она не мешает молитве.

Дирижирование постепенно вытеснило композиторские планы. Поступив в Большой театр на время, чтобы практически познакомиться со спецификой оперного жанра, Голованов остался там навсегда, хотя в его работе трижды были перерывы (в 1928–1930, 1936–1948 годах, с мая 1953-го).

Большое значение для Николая Семёновича имело содружество с главным художником театра Ф.Ф. Федоровским. Кульминация творческого пути Голованова – три последние постановки 1948 – 1950 годов: «Борис Годунов», «Садко» и «Хованщина».

Николай Голованов умер в Москве 28 августа 1953 года и похоронен на Новодевичьем кладбище. Народный артист СССР, Н. Голованов был удостоен множества почетных наград, в числе которых — четыре Сталинские премии первой степени. 

                                     Статью подготовила

                                           преподаватель отделения

вокально-хорового исполнительства

                                           Епишина Оксана Сергеевна

 


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!