Яндекс.Метрика


Платные услуги

Анкетирование

Форма обратной связи


Петрушка

Русский композитор -Игорь Федорович Стравинский

Балет «Петрушка»

Petrushka 005 

«Петрушка» — это история одного из традиционных персонажей русских народных кукольных представлений, Петрушки, сделанного из соломы и опилок, в котором тем не менее просыпается жизнь и развиваются эмоции.

    

Однажды у Стравинского возник замысел виртуозной фортепианной пьесы с сопровождением оркестра. Сочиняя её, он мысленно представлял себе образ игрушечного плясуна. Характеризовавшие этот образ стремительные арпеджированные пассажи рояля как бы вступали в схватку с оркестром, отвечающим угрожающими фанфарами. Пытаясь найти словесное определение характера персонажа, воплощаемого этой музыкой, Стравинский, наконец, понял: то был Петрушка, «вечный и несчастный герой всех ярмарок, всех стран! Это было именно то, что нужно, — я нашел ему имя, нашел название!» Дягилев загорелся идеей создания на данной основе целого спектакля. Так родился одноактный балет «Петрушка». Сценарий был сочинён А. Бенуа совместно с композитором, Бенуа же принадлежали эскизы костюмов и декораций. В качестве балетмейстера снова выступил Фокин, образ Петрушки нашёл превосходного исполнителя в лице Нижинского.

Александр Бенуа метко назвал «Петрушку» «балетом-улицей»: сюжетные события «Потешных сцен» происходят почти непрерывно в атмосфере уличного гомона. Неумолчный площадной гул не только открывает и завершает действие крайних, уличных сцен. Его отзвуки мы слышим и в средних, «интерьерных» эпизодах.

1a971706d92c14242789617556d0db9d

Действие происходит в старом Петербурге 1830-х годов, во время народных гуляний на масленой неделе. Основные действующие лица — куклы, наделённые чувствами и страстями настоящих людей. Между куклами развертывается драма . Это история несчастной любви Петрушки , традиционного персонажа народного театра, к Балерине , отвергающей его и предпочитающей ему Арапа, который, в конце концов, убивает соперника — Петрушку. Фоном драмы служат широко развернутые картины масленичного гулянья, в которых показана многоликая пестрая веселящаяся толпа. Сущность замысла — в раскрытии темы душевного одиночества несчастного Петрушки, остро чувствующего свою неволю, жестокость фокусника, свой уродливый и смешной вид, Ему противостоит окружающий его мир — грубый и злой Арап, пустая легкомысленная Балерина, их общий хозяин и владелец — Фокусник и равнодушная праздная толпа.

Балет «Петрушка » – важнейший этап творческого пути И. Стравинского. Это едва ли не самое человечное произведение Стравинского.

Александр Бенуа метко назвал «Петрушку» «балетом-улицей»: сюжетные события «Потешных сцен» происходят почти непрерывно в атмосфере уличного гомона. Неумолчный площадной гул не только открывает и завершает действие крайних, уличных сцен. Его отзвуки мы слышим и в средних, «интерьерных» эпизодах.

0021 021

Поставлен балет был 13 июня 1911 года в театре Шатле. Премьера балета на которой присутствовал «весь Париж», прошла с большим успехом. По словам композитора «...успех «Петрушки» сослужил мне службу, поскольку он внушил мне абсолютную уверенность в моем слухе как раз в то время, когда я собирался приступить к сочинению "Весны священной"».

Просмотреть балет «Петрушка»

Информация подготовлена

преподавателем и концертмейстером

Копаевой Е.Г.

 

Адель Гранцова

Адель Гранцова

Grancova Adel

Артистка балета немецкого происхождения, в начале карьеры танцевавшая в Брауншвейге и Ганновере; в 1866-1868 годах работала в Париже, в 1865-1870 годах выступала в России.

ГРАНЦОВА Гранцов (Grantzow), Адель (p. 1.1.1845, Брауншвейг, - 7.3.1877, Берлин), нем. артистка. Училась в Париже у Доминик, а также у своего отца Г. Гранцова, балетмейстера Брауншвейгского театра. Работала там же, затем стала солисткой Ганноверского театра. В дальнейшем под рук. А. Сен-Леона выступала в Париже в поставленных им балетах: "Фиаметта" Минкуса, "Тщетная предосторожность", "Жизель"; "Ручей" Делиба и др. В 1865 гастролировала в Москве. В 1866 - 70 выступала в Петербурге и Москве в балетах: "Жизель"; "Катарина, дочь разбойника" Пуньи, "Камарго" Минкуса и др. Пользовалась большим успехом в партии Медоры ("Корсар"). Повредила ногу и вскоре умерла от операции. Была одной из самых известных балерин своего времени.

 
 
 

Лебединое озеро

 

 

4 марта 1877 года на сцене Большого театра состоялась премьера балета

«Лебединое озеро» на музыку Петра Ильича Чайковского

Предлагаем просмотреть балет 1957г. «Лебединое озеро» Большой театр в главной роли Майя Плисецкая


В 1877-м году этот балет вызвал шквал критики, а спустя десятилетия стал визитной карточкой советского искусства.

4 марта 1877 года в Большом театре состоялась премьера балета «Лебединое озеро».

Петр Чайковский взялся за партитуру к «Лебединому озеру» в 1875 году по заказу Большого театра. Обещали 800 рублей – огромные по тем временам деньги. А 35-летний композитор был стеснен в средствах.

Автором либретто балета считается Владимир Бегичев. Однако существует высокая вероятность, что либретто балета принадлежит самому композитору — при написании музыки балета он активно консультировался с Бегичевым и счёл необходимым указать его имя на рукописи партитуры в качестве либретиста, однако сам Бегичев неоднократно, по свидетельствам современников, отрицал своё участие в написании либретто.

В ту эпоху балетная музыка не считалась делом достойным серьезного композитора. И Чайковский, к тому времени автор нескольких опер и симфонии, за балетную партитуру брался впервые.

В отличие от коллег – серьезных композиторов – балет понимал и любил. Высоко ценил способности примы Большого театра Анны Собещанской. Увы, в премьере балета «Лебединое озеро» на музыку Чайковского 1877 года она не участвовала.

460830

Четырехактный спектакль, постановка Вацлава Рейзингера, потерпел провал. Критики разнесли в нем все … кроме музыки. Чайковский писал:

«Когда музыка хороша, не все ли равно, танцует под нее Собещанская или не танцует».

Смерть 54-летнего Чайковского вызвала всплеск интереса к его творчеству. В Петербурге в 1894 году хореограф Лев Иванов взялся поставить второй акт – лебединый. Это он придумал «танец маленьких лебедей». В его постановке кордебалет стал играть важную роль.

Всего год спустя Мариус Петипа и Лев Иванов поставили уже все четыре акта в Мариинском театре, и эта постановка имела успех. Либретто переписали, обогатив конфликтом. В первоначальном сюжете дочь злого волшебника не танцевала. Петипа изобрел партию черного лебедя. Отныне белого и черного, Одетту и Одиллию, будет исполнять одна балерина.

В начале ХХ века Александр Горский ставит «Лебединое озеро» в Большом театре. Черно-белую постановку Петипа-Иванова он счел слишком петербургской. Роскошные декорации, яркие исторические костюмы, московский шик: у примы Кандауровой на голове огромный бант, у Рославлёвой – корона и нарядные тюники.

5cf246029de44d3628dbe5f3aaca66cf

В 1937 году постановку Горского редактирует Асаф Мессерер. В эпоху, когда «жить стало лучше, жить стало веселее», все должны остаться в живых. В 1969 году Юрий Григорович пытался вернуть трагический финал, но ему не позволили. «Лебединое озеро» редактировали, как ни один другой балет.

На сегодняшний день из всех существующих редакций балета едва ли найдутся хотя бы две, имеющие полностью одинаковые театральные партитуры.

Наиболее радикальными в этом отношении версиями считаются венская постановка Рудольфа Нуреева и версия Владимира Бурмейстера, а наиболее распространённые замены заключаются в возвращении в третий акт вариаций главных героев, написанных Чайковским для pas de six и pas de deux Собещанской и включение в четвёртую картину дуэта на музыку второй вариации из pas de six.

1556111262 lebedinoe ozero

Одетта-Одиллия – эта партия определила не одну балетную карьеру. Для Марины Семеновой это был ее первый триумф. Гордая постановка головы и невероятный лебединый жест – рука касается головы.

Одетта Галины Улановой – символ вечной женственности и благородства. У бравурной Натальи Дудинской лучше получалась Одиллия. Ее черный лебедь влетал на сцену, как порыв ветра.

Майя Плисецкая – утонченная Одетта, властная Одиллия, и эти знаменитые руки-крылья, трепет полета. Рекордные 800 раз – в этой роли Плисецкую еще никто не перетанцевал.

Просмотреть балет «Лебединое озеро», Кремлевский балет

 

Бетховен

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН

(1771-1827)

фото Бетховена

     В этом году исполняется 250 лет со дня рождения великого  немецко-австрийский композитора, пианиста и дирижера, последнего представителя «венской классической школы».

     Бетховен — ключевая фигура классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения.      Самыми значительными в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонатыконцерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков

     Вспоминая Бетховена, мы слышим внутри себя глубокие, полные драматизма мелодии. Этот композитор не просто вошел в нашу жизнь и наполнил ее великолепным, непревзойденным сочетанием нот  и звуков. Этот композитор написал большинство своих произведений, будучи абсолютно глухим.

     Детство композитора было не слишком веселым. Отец маленького Людвига мечтал сделать из мальчика второго Моцарта и буквально истязал сына занятиями музыкой. Удивительно, что подобные процедуры не отбили у Бетховена желания подходить к инструментам. Отец обучал Людвига сразу игре на двух инструментах: на клавесине и на скрипке. Первое выступление Бетховена в Кельне в 1778 году показало, что Моцарта из мальчика не вышло, и отец перепоручил его своим коллегам. Один обучал Людвига игре на скрипке, другой – на органе.

   Первым, кто увидел, что у Бетховена есть большой талант, был органист и композитор Кристиан Готлоб Нефе, который приехал в Бонн в 1780 году. Нефе познакомил своего юного ученика с произведениями Гайдна, Генделя, Ф.Э Баха. В двенадцать лет Людвиг напишет свое первое сочинение – вариации на тему марша Дресслера. В это же время мальчик работает помощником органиста. 

     Смерть деда круто повлияла на жизнь Бетховена. Ему пришлось бросить школу, так как материальное положение семьи сильно ухудшилось. Тем не менее, это событие не помешало Людвигу выучить латынь, французский и итальянский языки. К тому же, Бетховен страстно любил читать. Его любимые писатели – английский драматург Шекспир, немецкие поэты Шиллер и Гете, древнегреческие авторы – Плутарх и Гомер. Бетховен вовсю сочиняет музыку, пока его сверстники ходят в школу, но не спешит публиковать свои произведения. Из юношеского творчества Бетховена до нас дошли три детские сонаты и несколько песен, в том числе «Сурок». А что касается Моцарта,  ведь именно его должен был заменить Людвиг Ван Бетховен, как страстно желал его отец, то после того, как Моцарт услышал импровизацию Бетховена, он воскликнул: «Он всех заставит говорить о себе». 

     Первое знакомство с оперой происходит, когда будущий великий композитор поступает в оркестр, чтобы содержать семью, в качестве альтиста. Неизгладимое впечатление произведут на Бетховена  оперы Моцарта и Глюка. В 1789 году он вновь начинает посещать лекции в университете и снова перемены – на этот раз на судьбе композитора отразилась, разыгравшаяся во Франции, революция. Он сочиняет «Песнь свободного человека».  

     Бетховен решается на переезд в Вену, чтобы брать уроки у Гайдна и в 1792 году покидает Бонн. Уже в 1796 году у Людвига развивается воспаление внутреннего уха, которое привело к звону в ушах, а впоследствии и к полной глухоте. Врачи советуют ему как можно больше времени проводить в тишине, и композитор уединяется в маленьком городке Хайлигенштадте. Но покой и тяжелая, давящая тишина, едва ли улучшают его состояние, если не сказать наоборот. Бетховен понимает, что он глохнет и это навсегда. Здесь, В Хайлигенштадте Бетховен приступает к работе над новой Третьей симфонией, которую назовёт Героической. Со временем его слух настолько ослаб, что в конце премьеры его Девятой симфонии он должен был обернуться, чтобы увидеть бурные аплодисменты зрителей, но ничего не услышав, он заплакал. Однако полная потеря слуха не мешала Бетховену сочинять музыку. Да, ему становилось все труднее выступать с концертами - что было важным источником его дохода. После неудачной попытки исполнения своего фортепианного концерта № 5 ("Император") в 1811 году, он никогда больше не выступал публично.

     Большая коллекция слуховых трубок Бетховена находится в доме-музее Бетховена в Бонне. С друзьями Бетховен общался с помощью «разговорных тетрадей», которые сохранились до наших дней. Туда записывали для него свои реплики, на которые он отвечал либо устно, либо в ответной записи.

Известен факт, что музыкант Шиндлер, у которого находилась половина тетрадей подобных записей, вероятно, сжег их, потому как в них содержались грубые и порой ожесточенные выпады против императора, наследного принца и других лиц. Эта тема – обличение власти – была любимой темой Бетховена, и в разговорах, он часто возмущался власть имеющими, их никчемными законами и постановлениями.

     Популярность Бетховена была настолько велика, что, несмотря на полицейский режим, установленный в Австрии после поражения Наполеона, правительство не решалось его трогать.

Великий композитор, подаривший миру свыше 250 произведений. Среди которых 9 симфоний, 11 увертюр, концерт, сонаты, вариации, трио, , квартеты. Опера «Фиделио», балет «Творения Прометея», мессы, песнии другие произведения умер 26 марта 1827 года. В день его похорон, несмотря на то, что Бетховен всегда отличался крутым нравом, за гробом шло свыше 20 тысяч человек. Звучала любимая заупокойная месса композитора Реквием до – минор Луиджи Керубини.

     Бетховен был боец по жизни. Его девизом было: «Сдаваться нельзя. Только вперед и только к победе!». И он победил! Потому, что он жив до сих пор в своих произведениях, которые исполняются во всех концертных залах мира вот уже как 250 лет. Можно сказать, что в своих произведениях Бетховен обрел бессмертие…

Статья подготовлена преподавателем Руденко Н.Н.

 

Чайковский

Пётр Ильич Чайковский

(1840-1893)

 s1200

7 МАЯ 2020 ГОДА – 180-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ П. И. ЧАЙКОВСКОГО

 Родился Петр Ильич Чайковский 25 апреля (7 мая) 1840 года в городе Воткинск в многодетной семье горного инженера. В  семье родителей музыку любили, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме проводились музыкальные вечера. Звучали крестьянские песни, как писал позднее сам Чайковский «он вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой черт русской народной музыки», что позднее нашло отражение в его творчестве. Способности к музыке у Пети Чайковского проявились рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а через три года читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления.

 

В биографии Чайковского важно отметить, что уже в возрасте пяти лет он уже умел играть на фортепиано, еще через три года превосходно играл по нотам. В 1849 году семья Чайковских переехала в Алапаевск, а затем в Санкт-Петербург.

Первоначальное образование Чайковским было получено дома. Затем Петр два года занимался в пансионе, после чего – в училище правоведения Петербурга. Творчество Чайковского в этот период проявлялось в факультативных занятиях музыкой.

Смерть матери в 1862 году сильно повлияла на ранимого ребенка. После окончания училища в 1859 году Петр стал служить в Департаменте юстиции.

В свободное время часто посещал оперный театр, особенно сильное впечатление на него оказали постановки опер Моцарта и Глинки.

Проявив склонность к сочинению музыки, Чайковский становится студентом консерватории Петербурга. Дальнейшие занятия в жизни Петра Ильича у великолепных преподавателей Н. Зарембы, А. Рубинштейна во многом помогли формированию музыкальной личности. После окончания консерватории композитор Чайковский был приглашен Николаем Рубинштейном (братом преподавателя) в Московскую консерваторию на должность профессора.

Всего композитор написал 10 опер, 3 балета, 7 симфоний, камерные инструментальные и вокальные ансамбли, хоровые произведения (из них 4 кантаты), увертюры, фантазии, сочинения для оркестра, сюиты, 3 концерта для фортепиано с оркестром, свыше 100 фортепианных произведений.

24 ЛЕГКИЕ ПЬЕСЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО, ОР.39 ( «Детский альбом»)

img14 

Посвящен любимому племяннику композитора В.Л.Давыдову.

Состав:

1. Утренняя молитва;                                  

2. Зимнее утро;

3. Мама;            

4. Игра в лошадки;

5. Марш деревянных солдатиков;

6. Болезнь куклы;

7. Похороны куклы;

8. Вальс;

9. Новая кукла;

10. Мазурка;

11. Русская песня;

12. Мужик на гармонике играет;

13. Камаринская;

14. Полька;

15. Итальянская песенка;

16. Старинная французская песенка;

17. Немецкая песенка;

18. Неаполитанская песенка;

19. Нянина сказка;

20. Баба Яга;

21. Сладкая греза;

22. Песня жаворонка;

23. Шарманщик поет;

24. В церкви.

Сочинение "Детского альбома" - первое обращение композитора к детской теме. Позже последует цикл Детских песен ор.54, балет "Щелкунчик". Поводом к обращению к музыке для детей послужили жизненные обстоятельства композитора в 1877-1878 годах, и, прежде всего, общение с детьми в семье сестры А. И. Давыдовой в Каменке в момент сильнейших душевных переживаний, вызванных женитьбой.

Непосредственно созданию "Детского альбома" предшествовало длительное общение с Колей Конради, глухонемым воспитанником М .И. Чайковского, младшего брата композитора  . Именно с ним и своим братом композитор провел вместе часть зимы 1877 - 1878 годов. Втроем они посещали достопримечательности, путешествовали. Прежде мир ребенка для Чайковского - это были воспоминания собственного детства, общение с семьей Давыдовых в Каменке. В Швейцарии и Италии Чайковский довольно долгое время провел с Колей, входил в мир интересов мальчика, занимался его воспитанием, а также был свидетелем его реакций на впечатления, которые приносили путешествие, непосредственно наблюдал мир ребенка. Чайковский, уехав из Москвы, очень просил брата М.И.Чайковского приехать к нему в Италию.

Пётр Ильич встретил приехавших к нему М.И.Чайковского и Колю Конради в самый канун 1878 года и с восторгом писал Н.Ф.фон Мекк: "В сущности же я счастлив совершенно. Последние дни <...> были полны самых радостных ощущений. Я ужасно люблю детей. Коля до бесконечности радует меня .<...> Чрезвычайно интересно наблюдать за таким умным ребенком <...>".

Вторым фактором, предшествовавшим появлению идеи сочинить цикл пьес для детей, были встречи и впечатления от пения "недетской" песенки уличного мальчика-певца Витторио во Флоренции.

О начале работы над "Детским альбомом" известно из письма композитора от 30 апреля 1878 года. Чайковский, находясь в Каменке, в семье Давыдовых, написал П. И. Юргенсону: "Завтра примусь я за сборник миниатюрных пиэс для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями как у Шумана."

О порядке сочинения пьес сведений нет. Эскизы их были завершены очень быстро. Об уже полностью завершенном "Детском альбоме", Чайковский сообщил из Вербовки 22 июля 1878 года.

Мысль о посвящении Володе Давыдову "Детского альбома", очевидно возникла после окончания сочинения. Чайковский довольно много времени провел с племянником летом 1878 года в Каменке. Володе Давыдову тогда было 6 лет. В автографе "Детского альбома" нет посвящения. В письмах Чайковского об этом упомянуто лишь после выхода в свет пьес. Так 24 ноября/6 декабря из Флоренции он писал Н.Ф. фон Мекк: "Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом".

При всем многообразии бытовых сцен, картин и ситуаций, запечатленных в сборнике, в нем просматривается несколько относительно самостоятельных сюжетных линий. Первая из них связана с пробуждением ребенка и началом дня ("Утренняя молитва", "Зимнее утро", "Мама"). Следующий сюжет - игры, домашние забавы ребенка ("Игра в лошадки", "Марш деревянных солдатиков").

Своеобразным ответвлением игровой тематики в цикле является мини-трилогия, посвященная кукле ("Болезнь куклы", "Похороны куклы", "Новая кукла"). В дальнейшем Ч. отправляет ребенка в увлекательные музыкальные путешествия по Италии ("Итальянская песенка", "Неаполитанская песенка"), Франции ("Старинная французская песенка") и Германии ("Немецкая песенка"). Наряду с этим, в цикле отчетливо проходит и русская тема ("Русская песня", "Камаринская").

День ребенка близится к концу и очередной сюжетный поворот обозначается пьесой "Нянина сказка", рядом с которой - как ее особый, отдельный музыкальный персонаж - появляется "Баба-Яга". Однако вскоре все сказочные треволнения и страхи оказываются позади; их сменяет - как предвестница блаженных детских сновидений - "Сладкая греза".

Композитор находит место и для излюбленной им сферы бытовых танцев ("Вальс", "Мазурка", "Полька"), и для музыкальных пейзажей ("Песня жаворонка"), и для жанрово-характеристических зарисовок ("Мужик на гармонике играет", "Шарманщик поет"). Завершается сборник пьесой "В церкви". Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой; общим в обоих случаях является торжественное просветленное религиозное начало.

 

Рубинштейн

190-лет со дня рождения А.Г. Рубинштейна

(1829-1894 г)

91967dc1626648ca8f458d5b8626e5c9 

     28 ноября исполнилось 190 лет со дня рождения выдающегося русского композитора. Пианиста, дирижера, музыкального педагога - Антона Григорьевича Рубинштейна.

     Родился в селе Выхватинец, Подольской Губернии. Его отец был купец второй гильдии, мать – преподаватель фортепиано. Семья была многодетная, но в дальнейшем все дети в семье, так или иначе, связали свою жизнь с музыкой. Первые уроки игры на фортепиано, Антон получил от матери, а 7 лет стал учеником французского пианиста Виллуана.

   Антон Рубинштейн был творчески одаренным ребенком-фенОменом.

     В 11 лет он объехал с гастролями всю Европу. О нем говорили, что это величайший гений, каких не появлялось уже много лет. Современников Рубинштейна поражало спокойствие на сцене, блистательная техника и фееричная музыкальность, но более всего, это умение буквально наэлектризовать публику, его магнетизм. В Париже он дал концерт, на котором присутствовали Ференц Лист, Фредерик Шопен и все музыкальные знаменитости. Успех был блистательный. После этого были концерты в Бельгии, Англии, Швеции, Германии. Ференц Лист о нем сказал: «Рубинштейн одно из блистательных явлений фортепианной виртуозности. Он будет моим преемником». Игра же самого Листа произвела на Рубинштейна такое сильное впечатление, что когда он первый раз его услышал, он упал в обморок. Для Антона он был божеством.

     Позже мать Рубинштейна вывезла детей в Берлин, здесь они занимались композицией со знаменитым Зигфридом Деном, а по воскресеньям посещали Мендельсона и Мейербера. Но вскоре умер отец, и вся семья вернулась на Родину, и только 16-ти летний Антон отправился к Ференцу Листу в Вену. Антон Рубинштейн рассчитывал на его поддержку, но он ошибся. Лист сказал, что его поддержит талант, и ни какой другой поддержки ему не надо. Это были самые тяжелые 1.5 года в его жизни. Зарабатывал на жизнь частными уроками, часто не ел по 2-3 дня. Писал много музыки: оперы, оратории, симфонии, а также камерную фортепианную музыку.

     Когда ему было 19 лет, принимает решение вернуться на Родину. Но здесь его поджидало много неприятных сюрпризов.На границе отобрали самое ценное - сундук с нотами, потому что заподозрили в них зашифрованные революционные послания. Коллективов, для профессиональных музыкантов было ничто мало. Быть музыкантом в России было по- прежнему, уделом слуг. До 19 века так было и в Европе. Но Рубинштейн видел, какое теперь место в обществе занимают Мендельсон, Шопен, Лист. Лист дал пример царственного поведения музыканта. Оставалось изменить ситуацию в родном отечестве. Он остается жить и работать в Санкт-Петербурге, где играет в концертах, дает частные уроки и становится аккомпаниатором великой княгини Елены Павловны. Она часто устраивает музыкальные вечера, на которых исполняется музыка А.Рубинштейна.

Он просит Елену Павловну об официальной должности, понимая, что без этого так и останется в глазах людей сыном купца второй гильдии, но ему было отказано.

«Если обстоятельства не устраивают тебя, - измени их. Невозможное, сделай возможным», - так писал в письме матери Рубинштейн. И в 23 года он предоставил княгине проект коренного изменения музыкальной жизни в России. Он пытается доказать, что музыкант, который посвятил все свое время и жизнь искусству, должен быть удостоен особого положения, но его проект терпит неудачу. И он едет снова покорять Европу, теперь уже как композитор. Он снова встречается с Ференцем Листом. Ван второй, так Лист называл Рубинштейна, и не только за внешнее сходство с Бетховеном, но и за бурный темперамент. Лист помогает Рубинштейну рекомендациями, а в1852 году сам берется исполнить в Веймаре ораторию Рубинштейна «Потерянный рай». Там же с успехом была исполнена симфоническая поэма «Фауст» и многие другие его произведения. Большую популярность у публики имеют его фортепианные концерты.

     Рубинштейн мечтает, чтобы Россия стала европейской музыкальной державой, а для этого нужно две вещи:

- построить систему подготовки профессиональных музыкантов

-и воспитать публику, сформировать моду на серьезную музыку.

     Рубинштейн решает переломить ситуацию на родине. Он начинает обучать музыкантов прямо в Михайловском дворце, в помещении, которое ему предоставила княгиня Елена Павловна. А концертную жизнь он организовывает прямо у себя дома. По субботам у него собирался цвет петербургской интеллигенции. А спустя год, в 1859 году он организовывает «Русское музыкальное общество». Теперь ходить на концерты стало престижно. И он приступает к главному своему детищу - созданию консерватории. Он столкнулся с массой проблем: поиск средств, помещения, отсутствие педагогов. И он делает невозможное, - приглашает музыкальных профессоров со всего мира. Практически, он поставил музыкальное образование в России, его традиции живы и по сей день. Он тратил на консерваторию все свои силы и деньги . И его детище заработало. В консерватории стали обучать профессиональных музыкантов. И один из известнейших учеников Рубинштейна был Петр Ильич Чайковский.

Антон Рубинштейн был великим пианистом, но многие его произведения были переложены для исполнения на других инструментах. Часто технически это сделать достаточно сложно. И сейчас, для вас прозвучит Когда Рубинштейн понял, что его миссия выполнена, он уйдет с поста директора, а позже, через 20 лет, когда консерватория была на грани закрытия, вернется и сумеет вдохнуть в нее жизнь снова. Он сумеет выбить для нее здание, в котором, она находится, и по сей день.

     Его наполненная событиями жизнь, казалось не оставляла места для творчества, но вопреки этому, он сочинил больше, чем все русские композиторы того времени вместе взятые. Именно сочинительство он считал главным делом своей жизни. И он был автором первой русской симфонии, первого русского фортепианного концерта, первых русских фортепианных сонат и многого другого.

   5 ораторий, 13 опер, балет, 6 симфоний, 5 концертов для ф-но, 100 романсов, сонаты, трио, квартеты – вот не полный список его сочинений.

Он работал с упоением, писал быстро. Но потом наступали хлопоты, связанные с исполнением его музыки. И часто, на Западе его произведения звучали чаще, чем на Родине. И даже оперу «Демон», которую он писал специально для петербургской публики, пришлось переводить на- немецкий, потому что ее к постановке не взяли и запретили театральной цензурой. «Идея посвятить себя Родине – превращена в посмешище», - так горько писал Рубинштейн.

Жил он с семьей в Петергофе, а каждую осень гастролировал с концертами по Европе. И успех Рубинштейна-композитора не шел ни в какое сравнение с успехом его исполнительского мастерства. Публика на его концертах была загипнотизирована, ошеломлена, на его концертах падали в обморок. Рубинштейн обладал гением творца. Вершиной его фортепианной карьеры становятся «Исторические концерты». Он исполняет по 7 исторических концертов в Санкт- Петербурге, Вене, Париже, Берлине, Лейпциге. При этом каждый концерт он давал в двойне, - для публики и для учащихся. Больше половины произведений, которые он с играл для российской публики, было с играно впервые. Они были еще и бесплатные. Это была еще и просветительская деятельность. Напряжение для музыканта был колоссальное. Однажды он во время концерта даже потерял сознание. Концерт прервали. Каждый раз выступая, он играл по – новому. Он воздействовал на музыкальный мир России, Европы, Америки. Вселенский масштаб его личности поражает. Он был гением.

     После «Исторических концертов» Рубинштейн покинул сцену. Здоровье его пошатнулось. Он практически ослеп, но продолжал выступать. Весь свой гонорар он переводил на благотворительность. За несколько лет до смерти он осуществил свою мечту, - поселился в Германии, где полностью отдался композиторскому мастерству. Его последняя дирижерская работа, - он руководил исполнением его же оперы «Христос».

        Чувствуя приближение смерти, он возвращается в Россию. Его последним сочинением стала увертюра к открытию здания, Санкт – Петербургской консерватории, - его детища.

     Антон Григорьевич Рубинштейн умер в 1894 году, в возрасте 64 года. Как пианист, он стоит в ряду величайших представителей, фортепианного исполнительства, всех времен и народов. Он основоположник профессионального музыкального образования в России, выдающийся композитор и педагог. И личности такого уровня, - это великая гордость для нас и наших сограждан.

Леньяни Луиджи

Леньяни Луиджи Ринальдо

photo 9669 0

 

ЛЕНЬЯНИ Луиджи Ринальдо, 7 ноября 1790 - 5 августа 1877 г. Один из величайших гитарных виртуозов 19 столетия. Прославленный по всей Европе певец, инструменталист и композитор. Родился 7 ноября 1790 года в Ферраре. 

Когда Леньяни исполнилось 7 лет семья переехала в Равенну, где он начал учиться вокалу и игре на гитаре. В 17 лет состоялся его дебют в театре Равенны, где он исполнял арии из опер Доницетти и Россини. В это же самое время Леньяни упорно и увлеченно занимался гитарой и сочинительством и в 1819 году опубликовал в Милане свои первые композиции.

Покинув Милан в октябре 1822 года он начал совершать многочисленные турне по Европе как концертирующий гитарист. На своих концертах Леньяни очень часто пел, аккомпанируя себе на гитаре. Его сольные выступления пользовались достаточно большим успехом. Какое-то время он провел в Вене, затем, с 1823 г. жил в Германии, позже в Швейцарии и России, временами останавливаясь в Вене, Италии (1825) и Париже (1829). В 1835 г. музыкант вернулся в Италию, и поселился в Генуе. Здесь ему представилась возможность встретиться и подружиться с Паганини, почитателем таланта которого он давно являлся. Известно, что они планировали выступить дуэтом с несколькими концертами. Достоверного подтверждения тому, насколько полно удалось реализовать это намерение, не сохранилось, до нас дошли только несколько сообщений об их благотворительном концерте в Турине 9 июня 1837 года. Однако Леньяни активно сотрудничал и с другими знаменитыми музыкантами.

В 1838 году Леньяни выступал с концертом в Дрездене, затем в Вене, а в следующем году в Мюнхине, и каждый раз его концерты пользовались неизменным успехом. В 1842 году он поехал в Испанию, где состоялись его концерты в Мадриде и Барселоне. Активная концертная деятельность продолжалась вплоть до 1850 года, когда музыкант решил окончательно вернуться в Италию и осесть в Равенне. Здесь, в городе своего детства, он вновь начал осваивать искусство гитарного мастера, дело, которым уже начинал заниматься в 1833 году во время работы в Вене. Его руками было создано множество скрипок и гитар очень хорошего качества, а некоторые из них были просто великолепны.

5 августа 1877 года Леньяни умер и долгая и многогранная творческая жизнь этого замечательного музыканта завершилась. Это был не только виртуозный гитарист-исполнитель, но и очень плодотворный композитор, которому принадлежит около 250 сочинений для гитары, изданных в разных странах: концерты, вариации, фантазии, этюды, попурри.

Музыкальный отрывок-Антон Баранов-победитель конкурса гитаристов по версии GFA в США 


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!