Яндекс.Метрика


Платные услуги

Анкетирование

Форма обратной связи


Календарь. Спиваков

Владимир Теодорович Спиваков

Рядом со Спиваковым понимаешь

дальнобойность пастернаковской строки:

«Талант – единственная новость, которая всегда нова»

Олег Табаков

04 02 19 spivakov

12 сентября 2019 года Владимир Спиваков отметил свое 75-летие. Выдающийся скрипач и дирижер ярко реализовал свой многогранный талант в музыкальном искусстве и многих сферах общественной жизни.

Стиль маэстро – изящество и безупречность формы, проникновенность и теплота, глубина и кажущаяся легкость, за которой всегда стоит кропотливая работа мастера – над партитурой и над собой.

А в молодые годы Владимир Теодорович был воплощением свободы. Мог в разгар концерта спуститься в партер и пригласить на танец Майю Плисецкую. Профессиональным боксерским хуком отразить ночное нападение парижских бандитов. Он готов был репетировать даже в аэропорту, если рейс отменен из–за непогоды. И подарить кому–то скрипку, кому–то инвалидную коляску. Если видит, что безбилетная публика осаждает зал, приказывает впустить всех немедленно и бесплатно, если его об этом попросили.

IMG 3758

Как скрипач Владимир Спиваков прошел блестящую школу у знаменитого педагога, профессора Московской консерватории Юрия Янкелевича. Не меньшее влияние оказал на него выдающийся скрипач ХХ века Давид Ойстрах.

До 1997 года Владимир Спиваков играл на скрипке работы мастера Франческо Гобетти, подаренной ему профессором Ю. Янкелевичем. С 1997 года Спиваков играет на инструменте работы Антонио Страдивари, который передали ему в пожизненное пользование меценаты – поклонники его таланта.

l5a16561

В одном из интервью у него спросили:

«–Владимир Теодорович, почему в тяжелые послевоенные годы вы решили играть на скрипке?

–У меня мама была пианистка. Училась в Ленинградской консерватории у знаменитой Ольги Калантаровой, а до этого в Одессе у Берты Рейнгбальд, у которой учился Эмиль Гилельс. Она с ним очень дружила.

–Но почему тогда скрипка, а не фортепиано?

–Вначале была виолончель, но мне было тяжело ее носить, и я попросил что–нибудь полегче. Тогда мне дали скрипку.»

l5a17531

В 1960-1970-е годы Владимир Спиваков стал лауреатом престижных международных конкурсов имени М. Лонг и Ж. Тибо в Париже, имени Н. Паганини в Генуе, конкурса в Монреале и конкурса имени П.И. Чайковского в Москве. В 1975 году после триумфальных сольных выступлений в США начинается блестящая международная карьера музыканта. Он выступал в качестве солиста с лучшими симфоническими оркестрами мира под управлением выдающихся дирижеров ХХ века – Е. Светланова, К. Кондрашина, Ю. Темирканова, М. Ростроповича, Л. Бернстайна, С. Озавы, Л. Маазеля, К. М. Джулини, К. Мазура, Р. Шайи, К. Аббадо и др.

unnamed

В 1979 году с группой музыкантов-единомышленников Владимир Спиваков создал камерный оркестр «Виртуозы Москвы», став его бессменным художественным руководителем, дирижером и солистом. Дирижерскому мастерству обучался у профессора Израиля Гусмана в России, брал уроки у Леонарда Бернстайна и Лорина Маазеля в США. Бернстайн в знак дружбы и веры в будущее Спивакова подарил ему свою дирижерскую палочку, с которой маэстро не расстается по сей день.

В 1989 году Владимир Спиваков возглавил Международный музыкальный фестиваль в Кольмаре (Франция), художественным руководителем которого он является до настоящего времени. С 2001 года в Москве раз в два года проводится фестиваль «Владимир Спиваков приглашает» с участием корифеев мирового исполнительского искусства и восходящих звезд; с 2010 года фестиваль проходит также в регионах России. Неоднократно музыкант принимал участие в жюри известных международных конкурсов (в Париже, Генуе, Лондоне, Монреале, Монте-Карло, Памплоне, Москве), в 2016 году организовал Международный конкурс скрипачей в Уфе, является президентом конкурса имени Ю. И. Янкелевича в Омске.

 l5a17681

Много лет Владимир Спиваков занимается общественной и благотворительной деятельностью.

В 1994 году создан Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, деятельность которого направлена на профессиональную поддержку юных талантов в области искусства и создание благоприятных условий для их творческого роста. В 2010 году за создание фонда Владимиру Спивакову присуждена премия Правительства Российской Федерации в области культуры.

Современные композиторы неоднократно посвящали Владимиру Спивакову свои произведения, в их числе А. Шнитке, Р. Щедрин, А. Пярт, И. Шварц, В. Артёмов и многие другие.

В 2003 году Владимир Спиваков стал художественным руководителем и главным дирижером созданного им Национального филармонического оркестра России и президентом Московского международного Дома музыки. В 2011 году Владимир Спиваков вошел в состав Совета по культуре и искусству при Президенте РФ.

Национальный оркестр НФОР

Вклад Владимира Спивакова в российскую музыкальную культуру огромен – не случайно музыкант был удостоен званий народного артиста СССР, Армении, Украины, Северной Осетии – Алании, Республики Дагестан, Кабардино-Балкарии, Республики Башкортостан. Удостоен Государственной премии СССР, ордена Дружбы, украинских орденов «За заслуги» III степени и Ярослава Мудрого, киргизского ордена «Данакер» и армянского ордена святого Месропа Маштоца, двух высших наград Франции – ордена Искусств и литературы (офицер) и ордена Почетного легиона (офицер), ордена Звезды Италии (командор), почетного знака Болгарии «Самарский крест», белорусских орденов «Верность и Вера» и Франциска Скорины, ордена святого благоверного князя Даниила Московского I степени, ордена святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, Международной премии «Звезда Чернобыля», а также многих других почетных наград и званий. 

В 2006 году Владимир Спиваков за «выдающийся вклад музыканта в мировое искусство, его деятельность во имя мира и развитие диалога между культурами» был признан Артистом мира ЮНЕСКО, в 2009 году награжден золотой медалью Моцарта ЮНЕСКО. В 2012 году Владимиру Спивакову была присуждена Государственная премия России «за выдающиеся заслуги в области гуманитарной деятельности» (премии были удостоены в разные годы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Александр Солженицын, Валентина Терешкова, король Испании Хуан Карлос I и президент Франции Жак Ширак).

Владимир Спиваков - полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Официальный сайт Владимира Спивакова: https://www.vladimirspivakov.ru/

Сайт Национального филармонического оркестра России: http://nfor.ru/

Сайт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы»: https://mvco.ru/

«Виртуозы Москвы» и Владимир Спиваков исполняют А. Пьяццолла «Танго «Кафе 1930»:

А.Вивальди "Времена года. Лето". В.Спиваков и "Виртуозы Москвы" (1989):

Календарь. Чайковский

Пётр Ильич Чайковский

(1840-1893)

 s1200

7 МАЯ 2020 ГОДА – 180-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ П. И. ЧАЙКОВСКОГО

Родился Петр Ильич Чайковский 25 апреля (7 мая) 1840 года в городе Воткинск в многодетной семье горного инженера. В  семье родителей музыку любили, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме проводились музыкальные вечера. Звучали крестьянские песни, как писал позднее сам Чайковский «он вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой черт русской народной музыки», что позднее нашло отражение в его творчестве. Способности к музыке у Пети Чайковского проявились рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а через три года читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления.

В биографии Чайковского важно отметить, что уже в возрасте пяти лет он уже умел играть на фортепиано, еще через три года превосходно играл по нотам. В 1849 году семья Чайковских переехала в Алапаевск, а затем в Санкт-Петербург.

Первоначальное образование Чайковским было получено дома. Затем Петр два года занимался в пансионе, после чего – в училище правоведения Петербурга. Творчество Чайковского в этот период проявлялось в факультативных занятиях музыкой.

Смерть матери в 1862 году сильно повлияла на ранимого ребенка. После окончания училища в 1859 году Петр стал служить в Департаменте юстиции.

В свободное время часто посещал оперный театр, особенно сильное впечатление на него оказали постановки опер Моцарта и Глинки.

Проявив склонность к сочинению музыки, Чайковский становится студентом консерватории Петербурга. Дальнейшие занятия в жизни Петра Ильича у великолепных преподавателей Н. Зарембы, А. Рубинштейна во многом помогли формированию музыкальной личности. После окончания консерватории композитор Чайковский был приглашен Николаем Рубинштейном (братом преподавателя) в Московскую консерваторию на должность профессора.

Всего композитор написал 10 опер, 3 балета, 7 симфоний, камерные инструментальные и вокальные ансамбли, хоровые произведения (из них 4 кантаты), увертюры, фантазии, сочинения для оркестра, сюиты, 3 концерта для фортепиано с оркестром, свыше 100 фортепианных произведений.

24 ЛЕГКИЕ ПЬЕСЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО, ОР.39 ( «Детский альбом»)

img14 

Посвящен любимому племяннику композитора В.Л.Давыдову.

Состав:

1. Утренняя молитва;                                  

2. Зимнее утро;

3. Мама;            

4. Игра в лошадки;

5. Марш деревянных солдатиков;

6. Болезнь куклы;

7. Похороны куклы;

8. Вальс;

9. Новая кукла;

10. Мазурка;

11. Русская песня;

12. Мужик на гармонике играет;

13. Камаринская;

14. Полька;

15. Итальянская песенка;

16. Старинная французская песенка;

17. Немецкая песенка;

18. Неаполитанская песенка;

19. Нянина сказка;

20. Баба Яга;

21. Сладкая греза;

22. Песня жаворонка;

23. Шарманщик поет;

24. В церкви.

Сочинение "Детского альбома" - первое обращение композитора к детской теме. Позже последует цикл Детских песен ор.54, балет "Щелкунчик". Поводом к обращению к музыке для детей послужили жизненные обстоятельства композитора в 1877-1878 годах, и, прежде всего, общение с детьми в семье сестры А. И. Давыдовой в Каменке в момент сильнейших душевных переживаний, вызванных женитьбой.

Непосредственно созданию "Детского альбома" предшествовало длительное общение с Колей Конради, глухонемым воспитанником М .И. Чайковского, младшего брата композитора  . Именно с ним и своим братом композитор провел вместе часть зимы 1877 - 1878 годов. Втроем они посещали достопримечательности, путешествовали. Прежде мир ребенка для Чайковского - это были воспоминания собственного детства, общение с семьей Давыдовых в Каменке. В Швейцарии и Италии Чайковский довольно долгое время провел с Колей, входил в мир интересов мальчика, занимался его воспитанием, а также был свидетелем его реакций на впечатления, которые приносили путешествие, непосредственно наблюдал мир ребенка. Чайковский, уехав из Москвы, очень просил брата М.И.Чайковского приехать к нему в Италию.

Пётр Ильич встретил приехавших к нему М.И.Чайковского и Колю Конради в самый канун 1878 года и с восторгом писал Н.Ф.фон Мекк: "В сущности же я счастлив совершенно. Последние дни <...> были полны самых радостных ощущений. Я ужасно люблю детей. Коля до бесконечности радует меня .<...> Чрезвычайно интересно наблюдать за таким умным ребенком <...>".

Вторым фактором, предшествовавшим появлению идеи сочинить цикл пьес для детей, были встречи и впечатления от пения "недетской" песенки уличного мальчика-певца Витторио во Флоренции.

О начале работы над "Детским альбомом" известно из письма композитора от 30 апреля 1878 года. Чайковский, находясь в Каменке, в семье Давыдовых, написал П. И. Юргенсону: "Завтра примусь я за сборник миниатюрных пиэс для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями как у Шумана."

О порядке сочинения пьес сведений нет. Эскизы их были завершены очень быстро. Об уже полностью завершенном "Детском альбоме", Чайковский сообщил из Вербовки 22 июля 1878 года.

Мысль о посвящении Володе Давыдову "Детского альбома", очевидно возникла после окончания сочинения. Чайковский довольно много времени провел с племянником летом 1878 года в Каменке. Володе Давыдову тогда было 6 лет. В автографе "Детского альбома" нет посвящения. В письмах Чайковского об этом упомянуто лишь после выхода в свет пьес. Так 24 ноября/6 декабря из Флоренции он писал Н.Ф. фон Мекк: "Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом".

При всем многообразии бытовых сцен, картин и ситуаций, запечатленных в сборнике, в нем просматривается несколько относительно самостоятельных сюжетных линий. Первая из них связана с пробуждением ребенка и началом дня ("Утренняя молитва", "Зимнее утро", "Мама"). Следующий сюжет - игры, домашние забавы ребенка ("Игра в лошадки", "Марш деревянных солдатиков").

Своеобразным ответвлением игровой тематики в цикле является мини-трилогия, посвященная кукле ("Болезнь куклы", "Похороны куклы", "Новая кукла"). В дальнейшем Ч. отправляет ребенка в увлекательные музыкальные путешествия по Италии ("Итальянская песенка", "Неаполитанская песенка"), Франции ("Старинная французская песенка") и Германии ("Немецкая песенка"). Наряду с этим, в цикле отчетливо проходит и русская тема ("Русская песня", "Камаринская").

День ребенка близится к концу и очередной сюжетный поворот обозначается пьесой "Нянина сказка", рядом с которой - как ее особый, отдельный музыкальный персонаж - появляется "Баба-Яга". Однако вскоре все сказочные треволнения и страхи оказываются позади; их сменяет - как предвестница блаженных детских сновидений - "Сладкая греза".

Композитор находит место и для излюбленной им сферы бытовых танцев ("Вальс", "Мазурка", "Полька"), и для музыкальных пейзажей ("Песня жаворонка"), и для жанрово-характеристических зарисовок ("Мужик на гармонике играет", "Шарманщик поет"). Завершается сборник пьесой "В церкви". Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой; общим в обоих случаях является торжественное просветленное религиозное начало.

1883 год был у Чайковского очень бурным. Он начался пребыванием за границей — в Париже и Берлине. Там композитору пришлось срочно работать сразу над двумя произведениями, приуроченными к Коронации Александра III — кантатой «Москва» и маршем. 15 мая он приехал в Петербург. Здесь для тех же празднеств нужно было срочно переработать хор «Славься» из «Жизни за царя» Глинки, после чего Чайковский принялся за окончание оперы «Мазепа». Это было уже на даче под Москвой, в деревне Подушкино. В сентябре он, наконец, поехал к любимой сестре Александре Ильиничне в ее украинское имение Каменку, где всегда отдыхал душой.

Календарь. Васильев

Фёдор Алекса́ндрович Васи́льев

(1850 – 1873гг)

васильев 1 автопортрет

В феврале 2020 года исполнилось 170 лет со дня рождения выдающегося русского художника- пейзажиста Ф.А. Васильева.

Судьба отпустила ему лишь 23 года жизни, но его имя вписано в историю русской художественной школы золотыми буквами. Его полотна невозможно перепутать с другими, они кажутся живыми настолько, что к ним хочется прислушаться, вдохнуть ароматы нарисованной на них зелени, прикрыть глаза от брызг морских волн, бьющихся о берег. Короткая и яркая, точно прочерченный в небе путь падающий звезды, — такой была жизнь Федора Васильева, художника невероятно одаренного, мощного и самобытного. Он умер в 23 года. Сейчас бы сказали — мальчишка совсем! Но в свои 23 года Васильев был не «мальчишкой», а известным и почитаемым художником и имел славу уникально доброго человека.

     Он родился 170 лет назад в семье помощника учителя Гатчинского сиротского приюта Александра Васильева и его любимой — Ольги Полынцевой. Родители Федора обвенчались, когда в семье было уже двое детей, Евгения и Федя, а потом родили еще двоих сыновей — Сашу и Романа. К этому моменту они переехали из Гатчины в Петербург, поселились на Васильевском острове в скромном деревянном доме. Переезд, казалось им, поможет как-то решить материальные проблемы, но работа на почтамте много денег не приносила, и поэтому Федор начал работать почтальоном уже в 12 лет. Его помощь отцу была неоценима — на счету был каждый грош. Но когда выдавалась свободная минута, Федор хватался за карандаш и краски. (А не было их — готов был рисовать хоть палочкой на земле!) Несколько уверенных, легких движений руки — и его пейзажи оживали, листья на деревьях перешептывались, улавливая малейшее дуновение ветра, солнечные лучи скользили по земле, рассыпаясь в воде на миллионы золотых вспышек. Люди восхищались работами мальчика, но отец качал головой: да, рисуешь ты хорошо, только художники богато и сытно не живут, заканчивай ты с этим, берись за ум…Но что-то было в маленьком Феде особенное. Его упрямство и настойчивость победили: несмотря на сопротивление разумных взрослых, он отправился работать учеником реставратора в мастерскую Петра Соколова, а затем — в вечернюю рисовальную школу.

     Отец умер, когда Феде было пятнадцать лет. Сестра, два брата, мама…  Теперь главой этой семьи был 15-летний мальчик с умными, чуть тревожными глазами. В это время он был похож на волчонка: настороженный, напряженный, Федя брался за всю работу в мастерской, продолжая учиться, стиснув зубы от усталости и ужаса перед будущим.

В это время набирала силу и известность Артель художников, объединившая участников «бунта четырнадцати» — тех живописцев, что по окончании Академии художеств выразили бурный протест против написания картин на заданные темы.

Возглавлял бунтарей Иван Крамской. Заприметив на занятиях в школе толкового парнишку, уже известный мастер Иван Шишкин привел Федора к Крамскому «на просмотр».

В результате Иван Крамской и Иван Шишкин в лице Васильева получили лучшего и любимейшего своего ученика.

Год спустя Шишкин взял юношу с собой в поездку на Валаам. К этому моменту он был уже не просто учителем Васильева, он был его другом и почитателем его расцветающего таланта. Этюды в поездке писались каждый день, и Шишкин испытывал не понятную по-человечески зависть, а искренний восторг, видя, как с каждой новой пробой талант Васильева проявлялся все ярче. Васильев говорил с миром и природой на особом языке, был с окружающим пространством на «ты» и, казалось, понимал язык ветра и листьев…

По возвращении из поездки картины были выставлены. Когда на работе Васильева остановился взгляд знаменитого мецената Павла Строганова, и у автора полотна, и у его учителей сердца едва не выскакивали из груди от понятного волнения. Слово Строганова весило изрядно! Но лицо мецената вдруг разгладилось и просветлело; вмиг он полотно купил, справился об авторе, изумился его юности и пообещал молодому дарованию оказывать всемерную поддержку.

Летом 1868 года Васильев с сестрой Женей уехали в деревню под Петербург. Приехавший погостить Шишкин влюбился в Женю практически мгновенно. Спустя какое-то время художники породнились — Шишкин женился на Жене. В это время все они жили ощущением счастья и счастливого будущего.

Когда граф Строганов предложил художнику побывать в его имении под Тамбовом, Васильев согласился без размышлений и открыл для себя юг России. Васильев полюбил этот край за сочность красок, 30 картин только за 1869 год — стали итогом поездки.

Именно Федор Васильев подсказал Илье Репину композицию знаменитого полотна «Бурлаки на Волге», заставил мастера отказаться от ненужных, лишних на полотне персонажей. В той поездке Васильев много писал и сделал массу зарисовок, а после нее завершил картину «Оттепель», поразившую всех художников того времени. Что в ней было особенного? Да… все. На первый взгляд, обычный пейзаж — разъезженная дорога, устало бредущие путники, будто глядящие в небо с вызовом проталины превратились в гимн новой жизни, обновлению, победе света и тепла. Та жажда жизни, которая жила в самом Васильеве, отразилась на полотне и заполнила его светом и надеждой.

 васильев 2 отттепель

Выставленное на конкурс произведение вызвало ажиотаж, получило первую премию и вскоре пополнило знаменитую коллекцию Павла Третьякова, а копию картины заказал у художника сам будущий император Александр III. Это был успех. Васильеву было присвоено звание художника I степени, он был зачислен вольноприходящим студентом академии…Нет, «Оттепель» не забирала его жизнь. Но именно работая над этим гимном жизни, он заболел чахоткой. Когда это стало известно, для спасения художника его друзьями и поклонниками были предприняты меры: граф Строганов финансировал его переезд из холодного Петербурга в его имение Хотень, затем художник переехал в Крым… Ничего не помогало, Васильев угасал. Он спешно дорабатывал свои полотна и создавал новые — это были не картины с натуры, а картины-воспоминания, наполненные невыносимой грустью, — «Болото в лесу. Осень» и «Утро»… Он брал заказы, поскольку денег, переводимых Обществом поощрения художников, не хватало, писал пейзажи Крыма — дивно прекрасные, поэтичные, живые. Именно эти полотна, а не заказанные кем-то, питали душу художника, он упивался зарисовками моря и гор, и последнюю свою работу — «В Крымских горах» — он создал как реквием самому себе. Картина вызывала трепет у тех, кто ее видел. Иван Крамской называл ее мистической…

 Васильев 3 в крымских горах

Это было в 1873 году. Васильев завершил картину. Он был совсем слаб, с трудом дышал, на его красивом лице отражались страдания, которыми он старался не мучить окружающих. 6 октября того же года он умер и был похоронен в Ялте.

Крамской и Шишкин, дабы компенсировать долги художника, организовали выставку-аукцион его картин, и полотна разошлись еще до официального открытия. Жизнь его вспыхнула и погасла. И теперь душа мастера продолжает жить в его уникальных полотнах, цены которым нет и не может быть…

Васильев 4 рассвет

На выставку, где «Оттепель» Васильева заняла первое место, «серебряный» ее призер Алексей Саврасов хотел выставить знаменитое впоследствии полотно «Грачи прилетели». Тогда, без сомнения, обе картины — прекрасные и «перекликающиеся» по теме полотна — могли бы разделить «золото», получив первые премии. Но Алексей Саврасов берег картину для Первой передвижной выставки, которая прошла в том же году, но позже, выставив «Печерский монастырь под Нижним Новгородом».

Обе картины — и «Грачи…», и «Оттепель», по мнению Ивана Крамского, произвели в русской живописи переворот, названный художником «присутствием души в пейзаже». И это правда: перед нами — нечто очень русское, типическое, тонкое и узнаваемое, в какие времена мы бы ни жили. Тут сошлось все — и зимняя русская тоска, и нищета, и ощущение заброшенности и человека, и быта, но при этом и великая, неистребимая в народе вера в свет, спасение и светлое будущее.

Календарь. Венецианов

Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847)

веницианов 1 автопортрет

     18 февраля исполняется 240 лет со дня рождения художника Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847)
     В историю русского искусства Алексей Гаврилович Венецианов (1780–1847) вошел как основоположник бытового жанра в живописи.
Землемер по образованию, Венецианов оставил службу ради живописи, переехал из Москвы в Петербург и стал учеником В.Боровиковского. Первые шаги в «художествах» он сделал в жанре портрета, создавая пастелью, карандашом, маслом удивительно поэтичные, лирические, иногда овеянные романтическим настроением образы: портрет матери, А. Л. Венециановой (1801, Государственный Русский музей), портрет княжны В.С. Путятиной (вторая половина 1810-х, Государственная Третьяковская галерея).

веницианов 2 портрет княжны В.С. Путятиной

     Вскоре художник оставляет портретопись ради карикатуры, и за одну остросюжетную карикатуру «Вельможа» первый же номер задуманного им «Журнала карикатур на 1808 год в лицах» был закрыт.

     На рубеже 10–20-х годов Венецианов уехал из Петербурга в Тверскую губернию, где купил небольшое имение. Здесь он и обрел свою основную тему, посвятив себя изображению крестьянской жизни. В картине «Гумно» (1821– 1822, ГРМ) он показал трудовую сцену в интерьере. Стремясь точно воспроизвести не только позы работающих, но и освещение, он даже велел выпилить одну стену гумна. Жизнь, как она есть, – вот что хотел изобразить Венецианов, рисуя крестьян за чисткой свеклы; помещицу, дающую задание дворовой девушке; спящего пастушка; девушку с бурачком в руке; любующихся бабочкой крестьянских детей; сцены жатвы, сенокоса и пр.

 веницианов 3гумно


Гумно. 1821. Государственный Русский музей
веницианов на пашне весна

На пашне. Весна. Середина 1820-х. Государственная Третьяковская галерея

веницианов на жатве лето

На жатве. Лето. Середина 1820-х. Государственная Третьяковская галерея

В картинах Венецианова нет драматических завязок, динамичного сюжета, они, наоборот, статичны, в них «ничего не происходит». Но человек всегда находится в единении с природой, в вечном труде, и это делает образы Венецианова истинно монументальными.
Конечно, Венецианов не вскрывал острейших коллизий жизни русского крестьянина, не поднимал «больных вопросов» современности. Это патриархальный, идиллический быт. Но художник не вносил в него поэтичность извне, не придумывал ее, а черпал ее в самой изображаемой им с такой любовью народной жизни.
     В основу своего творческого метода Венецианов положил изучение действительности – «ничего не изображать иначе, чем в натуре является» и работать «без примеси манеры какого–либо художника». Главным для Венецианова были не какие–либо случаи или события в жизни людей, а сам человек.

     Художник стремился воплотить национальный идеал русской красоты, видя его в первую очередь в одухотворенности и внутренней нравственной значительности образа.
     Венецианов был прекрасным педагогом. Школа Венецианова, венециановцы – это целая плеяда художников 20–40-х годов, работавших с ним как в Петербурге, так и в его имении Сафонково. Это А.В. Тыранов, Е.Ф. Крендовский, К.А. Зеленцов, А.А. Алексеев, С.К. Зарянко, Л.К. Плахов, Н.С. Крылов и многие другие. Среди учеников Венецианова много выходцев из крестьян. Под кистью венециановцев рождались не только сцены крестьянской жизни, но и городские: петербургские улицы, народные типы, пейзажи.
     Творчество Венецианова – важный этап на пути сложения русского критического реализма XIX в., и в этом непреходящее значение его живописи.

Календарь. Рылов

Арка́дий Алекса́ндрович Рыло́в 

1870-1939гг

Рылов автопртрет 

     17 января исполняется 150 лет со дня рождения Арка́дия Алекса́ндровича Рыло́ва, - русского и советского художника- живописца, пейзажиста, графика и педагога.

     Член объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», АХРР, член-учредитель Ленинградского Союза художников, профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935).

     Родился в семье служащего. В 1888–1891 учился в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица у К. Я. Крыжицкого и Рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1894 поступил в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ, занимался в мастерской А. И. Куинджи. В 1897 за картину «Набег печенегов на славянскую деревню» получил звание художника. Годом позже вместе с другими учениками Куинджи совершил путешествие в Германию, Францию, Австрию, организованную и профинансированную Куинджи. С 1898 участвовал в Весенних выставках в залах Академии художеств.

     Жил в Петербурге (Петрограде, Ленинграде). В 1901 за работу «С берегов Вятки» награжден золотой медалью на Международной художественной выставке в Мюнхене. В 1902 вошел в товарищество художников «Мир искусства». Экспонировал свои картины также на выставках «36 художников» (с 1901), Венского Сецессиона (1902), Нового общества художников (с 1905), Московского товарищества художников (1908), Салоне В. А. Издебского (1909–1910). В 1906–1907 принял участие в выставках русского искусства, организованных С. П. Дягилевым в Париже и Берлине. В 1909 выступил одним из основателей Общества Куинджи. В 1911 стал членом и постоянным экспонентом Союза русских художников.

     Аркадий Рылов работал в области журнальной графики, под псевдонимом Аркан выполнял рисунки для журнала «Театр и искусство». Был участником рисовальных вечеров Е. С. Зарудной-Кавос. В 1900-х–1910-х неоднократно совершал поездки в Крым, на Кавказ, в Финляндию, Витебскую, Воронежскую, Самарскую, Орловскую губернии. В 1912 посетил Стокгольм. С 1902 по 1918 вел анималистический класс в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1915 был избран академиком.

     После Октябрьской революции 1917 преподавал в Петроградских свободных художественных мастерских, с 1923 — во ВХУТЕМАСе, с 1925 — во ВХУТЕИНе. Параллельно в 1919–1923 вел занятия в Военно-морском училище, в 1923–1926 преподавал в Ленинградском художественно-промышленном техникуме.

   В 1920 в Петрограде состоялась первая персональная выставка художника, за ней последовали выставки в 1934–1935 в Ленинграде и Москве. В 1924–1925 работы Рылова экспонировались на выставке русского искусства в Нью-Йорке. С 1923 являлся членом «Общины художников», в 1925 вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). В 1925–1928 являлся председателем Общества Куинджи.

   В 1935 был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

   В 1936–1937 создал иллюстрации к книгам В. В. Бианки «Теремок» и «Сказки Зверолова». В 1936 написал книгу очерков о природе «Как это бывает», которую сопроводил собственными акварелями (издана в 1946).

     Ретроспективные выставки произведений Рылова были организованы в Государственном Русском музее (1940, 1962), Научно-исследовательском музее Академии художеств СССР (1970). В 1990 прошла ретроспектива мастера в Кирове.

     Рылов — один из крупнейших мастеров первой половины XX века, продолжавший в своем творчестве традиции русской пейзажной школы, в частности Куинджи. Отличительными особенностями его искусства являются романтически-возвышенный, часто эпический, мотив изображения, внимание к эффектам освещения, декоративное понимание цвета. Художник много работал с натуры, но на пленэре, как правило, создавал лишь этюды, предпочитая писать картину в мастерской. Колорит его картин в основном плотный, насыщенный.

     В разные периоды своей художественной деятельности Рылов испытал влияние импрессионизма и модерна. Расцвет его творчества приходится на 1900-е — 1910-е, когда были созданы наиболее известные работы — «С берегов Вятки» (1901), «Зеленый шум» (1904), «Березы» (1916), «В голубом просторе» (1918) и другие.

     Произведения Рылова находятся во многих музейных и частных собраниях России, среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Киевский музей русского искусства.

rylov arkadiy зеленый шум

Зелёный шум. 1904       

  рылов в лесу

«В лесу» 1905 г .

рылов закат

«Закат» 1917 г

     Наибольшую известность получили картины Рылова «Зелёный шум» (1904) , «В голубом просторе» (1918) и «В. И. Ленин в Разливе в 1917 году» (1934). Его работы во многом определяли многогранный облик ленинградской пейзажной живописи 1920—1930-х годов.

     В качестве профессора ЛИЖСА Рылов внёс большой вклад в подготовку новых поколений художников, оказав прямо или опосредованно влияние на состояние и развитие советской пейзажной живописи в последующие десятилетия.

Календарь. Брюллов

Карл Павлович Брюллов

    1799-1852 гг

      Русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель классицизма и романтизма.

автопортрет Брюллов

     Карл Павлович Брюллов единственный русский художник, удостоенный при жизни лаврового венка и бриллиантового перстня из рук императора. За картину «Последний день Помпеи», его назвали «первой» кистью государства. Он создал более 200 парадных и камерных портретов, расписал купол Исаакиевского собора в Санкт- Петербурге, площадью 800 квадратных метров.

     Карл Брюллов родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге в семье отставного академика «скульптуры орнаментной на дереве», миниатюриста Павла Ивановича Брюлло. Поступив в 1809 году в Академию художеств, Карл Брюллов оказался значительно сильнее своих сверстников во многих дисциплинах. Брюллов закончил Академию с Первой золотой медалью, получив аттестат 1-й степени «со шпагою» и целую пригоршню медалей разного достоинства. В августе 1822 года Карл вместе с братом Александром стали первыми пенсионерами незадолго до этого возникшего Общества поощрения художников, в качестве которых отправились в четырехлетнюю поездку в Италию. Срок пребывания там Карла растянулся на 13 лет. За этот период Брюлловым были созданы замечательные композиции («Итальянское утро», «Вечер», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», «Полдень», «Вирсавия») и великолепные портреты («Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью», портреты Давыдовой, Демидова, «Портрет Ю.П.Самойловой с приемной дочерью Джованиной Паччини и арапчонком», «Всадница»).

     В 1830 году художник приступил к работе над грандиозным холстом и в 1833 году закончил картину «Последний день Помпеи». Успех картины превзошел все ожидания. Ее экспонирование в Риме и Милане сделало Брюллова первым и одним из немногих русских художников, получившим мировое признание. В Петербург «Помпея» была привезена в 1834 году. Академия художеств признала ее лучшим созданием живописи XIX века. Осенью 1835 года Брюллова был вызван в Россию императором Николаем I для занятия профессорской должности в Академии художеств. После тринадцатилетнего перерыва живописец возвращается на родину, встретившую его как национального героя, знаменующего будущий расцвет национальной живописи. По возвращении Карла Петровича в Петербург он был принят Николаем I, с позволения которого Брюллов начал работу над историческим полотном «Осада Пскова». Для этого, через две недели после торжеств в Академии художеств в его честь, состоявшихся 11 июня, он отбывает во Псков. Работа над картиной продолжалась почти восемь лет, но так и не была завершена. Мечта живописца - создать более значительное, чем «Последний день Помпеи» произведение - не сбылась, после чего он не обращался больше к историческим сюжетам.

     Во второй половине 1830-х и в 1840-х годах живописец создал целую галерею портретов своих современников, которые поражают бесконечным разнообразием, правдой и многогранностью характеристик. В это время были написаны, например, портреты Е.П.Салтыковой, графа А.А.Перовского (Антона Погорельского), В.А.Жуковского, И.А.Крылова. В 1840-х годах художник много работал над росписями главного купола и парусов Исаакиевского собора. Тяжелые условия работы на лесах непоправимо подорвали здоровье Брюллова, и в октябре 1847 года он слег на семь месяцев.

27 апреля 1849 года по настоянию врачей Брюллов покинул Россию и через Польшу, Пруссию, Бельгию, Англию и Португалию направился лечиться на остров Мадейра. В этом же году художник вернулся в Италию, а весной и летом 1850 года посетил Испанию, изучая живопись Веласкеса и Гойи. В этом же году Брюллов окончательно вернулся в Италию. В это время художник познакомился с соратником Гарибальди А. Титтони, в доме которого он практически и прожил последние годы своей жизни. Большинство поздних портретов и акварелей Брюллова до сих пор хранятся в частной коллекции этой семьи. Для многих работ этого периода характерны некоторая театрализация и романтическая взволнованность образов, а также стремление запечатлеть дух самого времени через представленные образы, превращая их в точные исторические свидетельства. Последним шедевром художника стал портрет его старого знакомого археолога Микеланджело Ланчи, созданный в 1851 году.

Карл Павлович Брюллов скончался 11 [23июня 1852 года, в возрасте 52 лет, в местечке Манциана под Римом, где лечился минеральными водами. По свидетельству русского представителя в Риме, смерть наступила через три часа после приступа удушья.

Художник был похоронен на протестантском кладбище Монте Тестаччо, по лютеранскому обряду.

     Отношение к наследию художника в культурной среде неоднозначно. А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. А. Фет и многие другие восхищались творчеством мастера, в то время как И. С. Тургенев порицал в творчестве Брюллова декоративность и отвлеченный романтизм.

   Брюллов, в отличие от Пушкина и своего друга Глинки, не оказал столь существенного влияния на русскую живопись, как они — на литературу и музыку соответственно. Однако психологическую тенденцию брюлловских портретов можно проследить у всех русских мастеров этого жанра: от Крамского и Перова до Серова и Врубеля.

последний день помпеи

«Последний лень Помпеи»1833

Холст, масло. 456,5 × 651 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 всадница Брюллов

«Всадница» 1832г. Холст, масло. 291,5 × 206 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Календарь. Лермонтов

205 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова

1814-1841 гг

О, Лермонтов, презрением могучим

К бездушным людям, мелким их страстям.

Ты был подобен молнии и тучам,

Бегущим по нетронутым путям…

К. Бальмонт

 Lermontov

      15 октября 2019 года, исполнилось 205 лет со дня рождения великого русского поэта, прозаика, драматурга, художника. Творчество Лермонтова, в котором сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшие насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсового творчества. Многие из них стали народными песнями.. Он прожил всего 27 лет, но оставил яркий след в искусстве и повлиял на дальнейшее развитие русской литературы.

     Будущий поэт появился на свет в Москве, но прожил здесь всего три года и после ранней смерти матери, его воспитывала бабушка – Елизаветой Алексеевной Арсеньевой. Он рос в бабушкином имении Тарханы, где получил превосходное образование (иностранные языки, рисование, музыка), но не знал светлых состояний детства. Романтический культ отца и боль от семейного конфликта между его бабушкой и отцом, отразилась позднее в драмах «Люди и страсти» (1830), «Странный человек» (1831). Болезненный  ребенок, с развитым умом и воображением, он находил объяснение чувству отчужденности от мира в «нездешних» корнях, почитая основоположника своего рода – шотландского барда-пророка Томаса Лермонта (стихотворение «Желание»).

     В 1827 году мальчик был помещен в Московский благородный пансион. К началу 1830-х в его творчестве определяются два героя-антипода (трактовки собственной души): демон, избравший зло и проклявший мир (первая редакция «Демона», 1828), и чистый душой страдалец, ищущий гармонии («Исповедь», 1831). В 1830-32гг. поэт переживает первые влюбленности, что отражается в лирико-исповедальном цикле стихов. Одновременно пишет романтические поэмы «Черкесы» (1828), «Литвинки», «Исмаил-бей» В эти годы создает стихи, которые позже будут признаны шедеврами («Ангел», 1831; «Парус», 1831; «Русалка», 1832, и другие).

     В 1832 году он оставляет университет и едет в Санкт-Петербург, где, по желанию бабушки, мечтающей о военной карьере для внука, поступает в Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1832-1834), из которой вышел корнетом Лейб-гвардии гусарского полка.     К 1837 году Лермонтов по-прежнему неизвестен. Из всего поэтического багажа напечатана только поэма  «Хаджи Абрек» (1834), оставшаяся незамеченной. Слава приходит в одночасье – со стихотворением «Смерть поэта» (1837), откликом на последнюю дуэль Пушкина.

     Текст широко распространяется в списках, получает высокую оценку, как в пушкинском кругу, так и у публики, распознавшей в этих стихах собственную боль и возмущение. Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I.  18 февраля Лермонтов был арестован и вскоре переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Ссылка продлилась до октября 1837 года: Лермонтов объездил Кавказ, побывал в Тифлисе (там встретился со ссыльными декабристами, а также с В.Г. Белинским; изучал восточный фольклор (сказка «Ашик-Кериб»). Публикация в 1838 году стихотворения «Бородино» упрочила славу поэта. С апреля 1838 по апрель 1840гг. он снова служит в Лейб-гвардии гусарском полку, завоевывая «большой свет» и мир литературы, пораженные свежестью его мыслей и звучностью стихов. Устанавливает связи с пушкинским кругом – П.А. Вяземским, В.А. Жуковским, благодаря которому в 1838 году печатается поэма «Тамбовская казначейша», с А.А. Краевским, который помещает его стихи и прозу в журнале «Отечественные записки».

     В зрелой лирике поэта доминирует критика общества николаевской эпохи – безвольного, не способного на деяние, страсть, творчество. Характерное для поэта колебание между полюсами миро-отрицания и любви к бытию, между земным и небесным, проклятьем и благословением присуще и его вершинным поэмам – «Демон» и «Мцыри» (обе 1839).

     Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон» по праву считается вершиной русской романтической поэзии. Замысел ее возник еще в 1829 году. Поэт работал над ним почти всю свою творческую жизнь.

     Поэма   «Мцыри» написана М. Ю. Лермонтовым   в 1839 году.   Это произведение завершает  линию замыслов поэта,  зародившихся  еще в 1830—1831   годах.   В него вошли и целые фрагменты из ранних, ненапечатанных поэм: «Исповеди», «Боярина Орши». Герой поэмы пытается вырваться из мира, обрекающего его на одиночество. Мцыри — это «естественный человек», которому навязаны угнетающие его внутренние чувства общественные отношения. В герое велико чувство отрицания, так как его окружают не враги, а защитники и покровители; он и не воюет| с ними: он их не приемлет.

     В 1838-1840гг. гений пишет реалистический, глубоко психологичный роман «Герой нашего времени», в котором пристально исследует феномен современного человека. Издание романа и единственного прижизненного сборника «Стихотворения М. Лермонтова» в 1841 году стали ключевыми литературными событиями эпохи, вызвавшими бурные дискуссии и восторженное признание великих критиков.

     Дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом (1840) привела к аресту поэта, его переводу в Тенгинский пехотный полк на Кавказ, где он принимает участие в боевых действиях, за что представляется к наградам (вычеркнут из списков Николаем I). В январе 1841г. едет в отпуск в Петербург. Находится там до 14 апреля, вращаясь в литературных и светских кругах, обдумывая планы отставки и дальнейшей литературной деятельности, пишет гениальные стихи, исполненные энергии мысли и мелодичности. Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н.С. Мартыновым приводит к дуэли и гибели поэта.

     В настоящее время место дуэли М. Ю. Лермонтова представляет собой поляну на северо-западном склоне горы Машук, на которой  погиб великийрусский поэт. Отмечено обелиском. Входит в комплекс сооружений Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова г. Пятигорска и является одной из важных достопримечательностей города.

Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 г. место дуэли поэта отнесено к числу объектов культурного наследия федерального значения..

     На месте дуэли в разные годы устанавливались временные памятники. В 1913 году было решено установить к 100-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова постоянный монумент. Автором проекта стал скульптор Б. М. Микешин. 

 

     Государственный музей-заповедник имени Михаила Лермонтова, известный также как «Домик Лермонтова» в Пятигорске, был основан в 1912 году и на данный момент является памятником федерального значения. Именно в этом здании, сохранившемся,  и по сей день в своем первозданном виде, прошли последние дни великого поэта. В 2019 году музей представляет собой мемориальный комплекс, состоящий из нескольких частей и экспозиций.

         Преподаватель класса теоритических дисциплин Руденко Н.Н


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!