Яндекс.Метрика


Платные услуги

Анкетирование

Форма обратной связи


Калинников

Калинников Виктор Сергеевич

(1870-1927)

150 лет со дня рождения.

КАЛИННИКОВ 1

Виктор Сергеевич Калинников родился 8 (20) февраля в 1870 году в селе Воины Орловской губернии в семье чиновника. С раннего возраста началось музыкальное формирование юного композитора, на которое в значительной мере оказал влияние его старший брат, Василий Калинников. Василий Сергеевич сам подготовил брата по теории музыки к вступительным экзаменам в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, куда в 1887 году с отличной оценкой был зачислен Виктор Сергеевич. Он обучался по классу гобоя у Е. Л. Гуревича и композиции у А. А. Ильинского, и П. И. Бларамберга. В 1896 году Виктор Сергеевич оканчивает училище с серебряной медалью. После окончания он остается преподавать в училище по классу гобоя, контрапункта, фуги и энциклопедии (теории музыки). Параллельно он работает в Московском синодальном училище, где ведет теорию музыки и хоровое пение. В первом десятилетии ХХ-го века Калинников руководит хоровым пением в начальных училищах Москвы, составляет и редактирует различные сборники народных песен, работает в Московском художественном театре. Последние пять лет жизни, с 1992 по 1927, Калинников является профессором кафедры Теории музыки в Московской консерватории имени П.И.Чайковского.

Калинников – автор преимущественно хоровых произведений. Хоровое творчество Калинникова обширно и разнообразно. Одним из первых русских композиторов он сочинил песни для детей и выпустил их в двух сборниках: «11 одноголосных детских песен»

11 детских песен. 2       

(«Тень-тень», «Киска» и др.) и «9 двухголосных детских хоров».

Им было написано 15 хоров a cappella, ряд хоровых обработок народных песен для четырехголосного и двухголосного хоров («Эй, ухнем», «Вниз по матушке по Волге», «У ворот батюшкиных»), несколько духовных хоров («Верую», «Свете Тихий», «Камо пойду от Духа Твоего» , номера из «Литургии»).

Ему принадлежат переложения для хора некоторых романсов русских композиторов («Рыцарский романс» Глинки, «Море» Бородина, «Ты взойди, солнце красное»), а также «Марсельезы» и «Интернационала». В произведениях для смешанного хора без сопровождения Калинников продолжает традиции русских композиторов в этом жанре. Хор у Калинникова - инструмент с большими возможностями и разнообразными средствами художественной выразительности. Тончайшая лирика («Элегия» А.С.Пушкина), драматизм («Кондор», сл. И. Бунина), изобразительность («Жаворонок», «Зима» сл. Е. Баратынского), эпическая мощь («Лес» сл. А. Кольцова) - все это передано лишь средствами хора.

Большинство хоров Калинникова - лирические произведения, рисующие картины природы. Разными красками расцвечивает композитор звучание хора, изображая то восход солнца («Солнце, солнце встает»), то прощальную краску осени («Осень»), зимние «Сосны», сл. М. Лермонтова,то дикий и скалистый берег океана («Кондор»). За всеми пейзажами ощущается присутствие человека с его чувствами, переживаниями, отношением к природе.

За образами усталого кондора и прикованного цепью сокола («На старом кургане») тоже стоят люди с трагической судьбой. В этом - гуманизм хорового творчества Калинникова, его глубокая содержательность. Мелодический язык хоров выразителен, проникнут элементами народной песенности, гармонии красочны, изобилуют побочными доминантами, неаккордовыми звуками, задержаниями, часто встречаются сопоставления далеких тональностей. Композитор чутко относится к поэтическому тексту, музыка откликается на малейшую смену настроения стиха, поэтому во многих хорах форма складывается из контрастных частей. В его произведениях форма является одним из важнейших средств художественной выразительности. Как правило, хоры Калинникова - трехчастные с контрастной серединой и видоизмененной репризой. В некоторых произведениях реприза сокращена («На старом кургане», «Кондор»), в других звучит как напоминание о музыкальном образе первой части («Элегия», «Зима»). Склад хорового письма Калинникова преимущественно гомофонно-гармонический с развитой подголосочностью и элементами имитации. Голосоведение отличается самостоятельностью, разнообразием мелодического движения, все хоровые партии несут равную нагрузку в создании художественного образа, полностью использован рабочий диапазон голосов. Богатство метроритмической структуры хоров Калинникова вытекает из текста, логических ударений в словах. Почти во всех хорах встречается переменный размер.

Деятельность Виктора Калинникова, его творчество сыграли важную роль в дальнейшем развитии русского хорового искусства на рубеже ХIХ и ХХ столетий.

Информация подготовлена преподавателем Чеботаевой О.В.

Тухманов

 Давид Тухманов

фото Тухманова

     В этом году исполнится 80 лет выдающемуся советскому и российскому композитору,  Народному артисту Российской Федерации, Лауреату Государственной премии РФ и премии Ленинского комсомола  - Дави́ду Фёдоровичу Тухма́нову. 

     Давид Тухманов родился 20 июля 1940 года в Москве. Его отец был инженером, а мать музыкантом и композитором, от которой ему досталась любовь к музыке. Еще в раннем детстве, его мама стала для него первым учителем музыки. Позже он поступил в музыкальную школу 10-летку им.Гнесиных по классу фортепиано, где педагоги всячески поощряли его стремление сочинять музыку. Первыми опытами были пьесы для фортепиано, вокальные произведения – романсы, баллады.

     В 1958 году Тухманов, поступил на композиторское отделение Музыкально-педагогического государственного института им. Гнесиных. Дипломной работой, композитора была оратория для хора, оркестра и солистов «За далью даль» на отрывки из поэмы А. Твардовского, а также цикл баллад и романсов, на стихи Генриха Гейне в переводе русских поэтов (первым исполнителем этих романсов был молодой Александр Градский). После окончания института, Давид Тухманов был призван в армию, служил в Ансамбле песни и пляски МВО, где руководил оркестром.

     Работать в жанре песни, он начал в 1960-е годы.

Давид Тухманов – автор двух суперпопулярных дисков, разошедшихся в свое время миллионными тиражами: «Как прекрасен этот мир» и «По волне моей памяти». Десятки песен, написанных Тухмановым, стали шлягерами. Они звучали на концертах, с пластинок, по радио и телевидению. Среди них – «Соловьиная роща», «Эти глаза напротив», «Мой адрес – Советский Союз». И конечно, песня, которая на долгие годы оказалась вне конкуренции – "День Победы".

     Давида Тухманова по праву называют мультикомпозитором. Он успел поработать во многих жанрах: от эстрады до оперы, от хард-рока до камерной музыки. Когда ему надоедает одно направление, композитор тут же обращается к другому. Признается: «Я просто фиксирую на нотной бумаге то, что слышу внутри себя».

   Свой первый эстрадный хит «Последняя электричка» на слова Михаила Ножкина Тухманов написал еще будучи студентом Гнесинки, в 1961 году. Говорит, что умеет сразу распознать, какие стихи могут стать песней. В 1975 году тиражом в несколько миллионов экземпляров вышла его пластинка «По волне моей памяти». Композиции на стихи Шелли, Бодлера, Ахматовой исполнили рок-музыканты.

В том же году на стихи Владимира Харитонова Тухманов создает свой «День Победы», который считает «настоящим озарением». Когда композитор предложил песню к 30-летию Победы, разразился скандал. В музыке услышали отзвуки фокстрота, а слова назвали легкомысленными. Но когда Лев Лещенко без разрешения худсовета исполнил «День Победы» на официальном концерте, песня мгновенно ушла в народ. ».     В настоящее время, это любимейшая песня всех россиян, слова которой не могут оставить равнодушным ни одного человека в нашей стране. Это гимн победы нашего народа в чудовищной разрушительной войне.

     В 2005 году о Давиде Тухманове заговорили как об авторе оперы «Царица». Композитор работал над ней три года, время от времени делая долгие перерывы. Первую в своей жизни оперу он создавал не на заказ, а для себя. В 2009 году она появилась на российской сцене в постановке Дмитрия Бертмана.
     «Давид Тухманов принимал участие в репетициях очень активно, менял все, что нужно. Он очень театральный человек – видел, где надо что-то поменять, какой-то кусочек вставить. В какой-то момент мы придумали совершенно новый ход, и он написал церковный хорал, который вставили в ткань спектакля», – говорит народный артист России Дмитрий Бертман.

     На счету Тухманова несколько сотен композиций. Сегодня Давид Федорович живет в Израиле. Но, как и прежде, сочиняет музыку для российских слушателей, ведь, по его словам, главное для композитора – обратная связь.

Статья подготовлена преподавателем Руденко Н.Н.

Чайковский П.И.

.

Пётр Ильич Чайковский

(1840-1893)

 s1200

7 МАЯ 2020 ГОДА – 180-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ П. И. ЧАЙКОВСКОГО

Родился Петр Ильич Чайковский 25 апреля (7 мая) 1840 года в городе Воткинск в многодетной семье горного инженера. В  семье родителей музыку любили, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме проводились музыкальные вечера. Звучали крестьянские песни, как писал позднее сам Чайковский «он вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой черт русской народной музыки», что позднее нашло отражение в его творчестве. Способности к музыке у Пети Чайковского проявились рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а через три года читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления.

В биографии Чайковского важно отметить, что уже в возрасте пяти лет он уже умел играть на фортепиано, еще через три года превосходно играл по нотам. В 1849 году семья Чайковских переехала в Алапаевск, а затем в Санкт-Петербург.

Первоначальное образование Чайковским было получено дома. Затем Петр два года занимался в пансионе, после чего – в училище правоведения Петербурга. Творчество Чайковского в этот период проявлялось в факультативных занятиях музыкой.

Смерть матери в 1862 году сильно повлияла на ранимого ребенка. После окончания училища в 1859 году Петр стал служить в Департаменте юстиции.

В свободное время часто посещал оперный театр, особенно сильное впечатление на него оказали постановки опер Моцарта и Глинки.

Проявив склонность к сочинению музыки, Чайковский становится студентом консерватории Петербурга. Дальнейшие занятия в жизни Петра Ильича у великолепных преподавателей Н. Зарембы, А. Рубинштейна во многом помогли формированию музыкальной личности. После окончания консерватории композитор Чайковский был приглашен Николаем Рубинштейном (братом преподавателя) в Московскую консерваторию на должность профессора.

Всего композитор написал 10 опер, 3 балета, 7 симфоний, камерные инструментальные и вокальные ансамбли, хоровые произведения (из них 4 кантаты), увертюры, фантазии, сочинения для оркестра, сюиты, 3 концерта для фортепиано с оркестром, свыше 100 фортепианных произведений.

24 ЛЕГКИЕ ПЬЕСЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО, ОР.39 ( «Детский альбом»)

img14 

Посвящен любимому племяннику композитора В.Л.Давыдову.

Состав:

1. Утренняя молитва;                                  

2. Зимнее утро;

3. Мама;            

4. Игра в лошадки;

5. Марш деревянных солдатиков;

6. Болезнь куклы;

7. Похороны куклы;

8. Вальс;

9. Новая кукла;

10. Мазурка;

11. Русская песня;

12. Мужик на гармонике играет;

13. Камаринская;

14. Полька;

15. Итальянская песенка;

16. Старинная французская песенка;

17. Немецкая песенка;

18. Неаполитанская песенка;

19. Нянина сказка;

20. Баба Яга;

21. Сладкая греза;

22. Песня жаворонка;

23. Шарманщик поет;

24. В церкви.

Сочинение "Детского альбома" - первое обращение композитора к детской теме. Позже последует цикл Детских песен ор.54, балет "Щелкунчик". Поводом к обращению к музыке для детей послужили жизненные обстоятельства композитора в 1877-1878 годах, и, прежде всего, общение с детьми в семье сестры А. И. Давыдовой в Каменке в момент сильнейших душевных переживаний, вызванных женитьбой.

Непосредственно созданию "Детского альбома" предшествовало длительное общение с Колей Конради, глухонемым воспитанником М .И. Чайковского, младшего брата композитора  . Именно с ним и своим братом композитор провел вместе часть зимы 1877 - 1878 годов. Втроем они посещали достопримечательности, путешествовали. Прежде мир ребенка для Чайковского - это были воспоминания собственного детства, общение с семьей Давыдовых в Каменке. В Швейцарии и Италии Чайковский довольно долгое время провел с Колей, входил в мир интересов мальчика, занимался его воспитанием, а также был свидетелем его реакций на впечатления, которые приносили путешествие, непосредственно наблюдал мир ребенка. Чайковский, уехав из Москвы, очень просил брата М.И.Чайковского приехать к нему в Италию.

Пётр Ильич встретил приехавших к нему М.И.Чайковского и Колю Конради в самый канун 1878 года и с восторгом писал Н.Ф.фон Мекк: "В сущности же я счастлив совершенно. Последние дни <...> были полны самых радостных ощущений. Я ужасно люблю детей. Коля до бесконечности радует меня .<...> Чрезвычайно интересно наблюдать за таким умным ребенком <...>".

Вторым фактором, предшествовавшим появлению идеи сочинить цикл пьес для детей, были встречи и впечатления от пения "недетской" песенки уличного мальчика-певца Витторио во Флоренции.

О начале работы над "Детским альбомом" известно из письма композитора от 30 апреля 1878 года. Чайковский, находясь в Каменке, в семье Давыдовых, написал П. И. Юргенсону: "Завтра примусь я за сборник миниатюрных пиэс для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями как у Шумана."

О порядке сочинения пьес сведений нет. Эскизы их были завершены очень быстро. Об уже полностью завершенном "Детском альбоме", Чайковский сообщил из Вербовки 22 июля 1878 года.

Мысль о посвящении Володе Давыдову "Детского альбома", очевидно возникла после окончания сочинения. Чайковский довольно много времени провел с племянником летом 1878 года в Каменке. Володе Давыдову тогда было 6 лет. В автографе "Детского альбома" нет посвящения. В письмах Чайковского об этом упомянуто лишь после выхода в свет пьес. Так 24 ноября/6 декабря из Флоренции он писал Н.Ф. фон Мекк: "Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом".

При всем многообразии бытовых сцен, картин и ситуаций, запечатленных в сборнике, в нем просматривается несколько относительно самостоятельных сюжетных линий. Первая из них связана с пробуждением ребенка и началом дня ("Утренняя молитва", "Зимнее утро", "Мама"). Следующий сюжет - игры, домашние забавы ребенка ("Игра в лошадки", "Марш деревянных солдатиков").

Своеобразным ответвлением игровой тематики в цикле является мини-трилогия, посвященная кукле ("Болезнь куклы", "Похороны куклы", "Новая кукла"). В дальнейшем Ч. отправляет ребенка в увлекательные музыкальные путешествия по Италии ("Итальянская песенка", "Неаполитанская песенка"), Франции ("Старинная французская песенка") и Германии ("Немецкая песенка"). Наряду с этим, в цикле отчетливо проходит и русская тема ("Русская песня", "Камаринская").

День ребенка близится к концу и очередной сюжетный поворот обозначается пьесой "Нянина сказка", рядом с которой - как ее особый, отдельный музыкальный персонаж - появляется "Баба-Яга". Однако вскоре все сказочные треволнения и страхи оказываются позади; их сменяет - как предвестница блаженных детских сновидений - "Сладкая греза".

Композитор находит место и для излюбленной им сферы бытовых танцев ("Вальс", "Мазурка", "Полька"), и для музыкальных пейзажей ("Песня жаворонка"), и для жанрово-характеристических зарисовок ("Мужик на гармонике играет", "Шарманщик поет"). Завершается сборник пьесой "В церкви". Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой; общим в обоих случаях является торжественное просветленное религиозное начало.

16 Children’s songs, Op. 54 (16 детскихпесен)

 23865821

1883 год был у Чайковского очень бурным. Он начался пребыванием за границей — в Париже и Берлине. Там композитору пришлось срочно работать сразу над двумя произведениями, приуроченными к Коронации Александра III — кантатой «Москва» и маршем. 15 мая он приехал в Петербург. Здесь для тех же празднеств нужно было срочно переработать хор «Славься» из «Жизни за царя» Глинки, после чего Чайковский принялся за окончание оперы «Мазепа». Это было уже на даче под Москвой, в деревне Подушкино. В сентябре он, наконец, поехал к любимой сестре Александре Ильиничне в ее украинское имение Каменку, где всегда отдыхал душой.

Из 16 песен для детей 15 сочинялись Чайковским именно здесь между 16 октября и 3 ноября 1883 года. 25 октября он сообщал Н. Ф. фон Мекк, своей меценатке, с которой велась регулярная переписка: «Я пишу теперь сборник детских песен, о коем уже давно помышлял. Работа эта очень увлекает меня, и, кажется, что песенки эти выходят удачно».

В сборник композитор включил написанную ранее (в начале января 1881 года) «Детскую песенку» («Мой Лизочек») на стихи Константина Сергеевича Аксакова (1817—1860), сына известного русского писателя, автора сказки «Аленький цветочек», «Семейной хроники» и др. Константин Аксаков был писателем и публицистом.

Песня «Ласточка» написана на стихи поэта-самоучки И. Сурикова (1841—1880), многие строки которого, такие как «Рябина» («Что стоишь, качаясь»), «Степь да степь кругом» или «Я ли в поле да не травушка была» стали широко популярными песнями. Остальные 14 песен созданы на стихи Алексея Николаевича Плещеева (1825—1893), поэта и писателя, литературного и театрального критика, известного как переводами (из Г. Гейне) и лирикой, так и гражданственными стихами, некоторые из которых стали революционными песнями. В окончательную редакцию сборника, изданного Юргенсоном в середине марта 1884 года, вошли песни:

  1. Бабушка и внучек
  2. Птичка
  3. Весна. «Травка зеленеет»
  4. Мой садик
  5. Легенда
  6. На берегу
  7. Зимний вечер
  8. Кукушка
  9. Весна. «Уж тает снег»
  10. Колыбельная песнь в бурю
  11. Колыбельная песнь в бурю
  12. Зима
  13. Весенняя песня
  14. Осень
  15. Ласточка
  16. Детская песенка. «Мой Лизочек»

Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,

Что из крыльев комаришки

Сделал две себе манишки,

И в крахмал, и в крахмал!

Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,

Что из грецкого ореха

Сделал стул, чтоб слушать эхо,

И кричал, и кричал!.....

Хотя в сборнике отсутствует явная сюжетная связь между песнями, анализ их содержания позволяет выделить несколько сквозных мотивов: Взрослые и дети - NN 1, 6, 7, 10, 12, 16; Весна - NN 3, 4, 9, 11, 13; Птицы - NN 2, 3, 8, 15; Сострадание - NN 2, 7, 11, 14, 15; Бог - NN 2, 5, 13. Простой перечень этих мотивов явственно обрисовывает концепцию "Детских песен", в основе которой - отношения взрослого и ребенка, как это видится взрослому. Тесно связанные между собой мотивы Весны, Птиц и Сада раскрывают свойственный взрослому человеку взгляд на детство как на начало жизни - несущее надежду, звонкоголосое, расцветающее. Мотивы Сострадания и Бога связаны с теми нравственными ценностями, которые любящий взрослый хотел бы передать своим детям.

В отличие от "Детского альбома", "Детские песни" предназначены не для исполнения, а для слушания детьми. Возможно, именно этим объясняются те "черты наставничества" , назидательности, которые присутствуют в текстах, выбранных Чайковским.

П. И. Чайковский - 16 песен для детей

Хор Мальчиков Хорового училища имени М. И. Глинки

Перголези

Джованни Баттиста Перголези

Джованни Перголези

                                                                                       

Джова́нни Батти́ста Перголе́зи — итальянский композитор, скрипач и органист, представитель Неаполитанской оперной школы, один из самых ранних и важнейших композиторов оперы-буффа (комической оперы).

Джованни Баттиста Перголези (настоящая фамилия Драги, псевдоним возник от названия города, в котором жили предки композитора) родился 4 января 1710 года в городке Ези итальянской провинции Анкона. В 13 лет Перголези поступил в неаполитанскую консерваторию «Dei poveri di Gesu Cristo» (Господа бедных Иисуса Христа) — приют для детей бедняков, в котором основное внимание при обучении уделялось музыке, так как город нуждался в церковных певчих. Там Перголези занимался у выдающихся композиторов и педагогов своего времени — Г. Греко, Ф. Фео и Ф. Дуранте по сочинению, у Д. Маттеи в классе скрипки.

Выдающийся итальянский композитор прожил очень недолгую жизнь, однако за свой продолжавшийся всего пять лет творческий путь сумел оставить значительное наследие. Перголези обращался ко многим жанрам, и в каждом проявил себя самобытным, ищущим творцом-новатором. Мировое признание получили его духовные сочинения: несколько ораторий, кантат, месс, Магнификат, «Salve, Regina». Навечно вошла в историю мировой культуры его гениальная Stabat Mater. Трио-сонаты, оперные симфонии (так назывались тогда оркестровые номера, предшествующие началу оперного спектакля) и увертюры предвосхитили развитие этих жанров в последующие десятилетия. Перголези — автор нескольких опер-seria, явившихся замечательными образцами неаполитанской оперной школы. Он стал создателем совершенно нового оперного жанра — итальянской комической оперы-буффа: именно от его «Служанки-госпожи» ведется отсчет ее истории.

Также Перголези создал ряд крупных инструментальных работ, включая скрипичную сонату и скрипичный концерт.

Перголези Магнификат  

Stabat Mater dolorosa — «Мать скорбящая стояла» — одна из средневековых секвенций (песнопений, исполнявшихся во время католической мессы после Аллилуйи, перед чтением Евангелия), была написана автором незадолго до смерти. Автором латинских терцин, повествующих о страданиях Богоматери у подножия креста на Голгофе, считается Якопоне да Тоди (даты жизни точно не установлены; родился между 1228 и 1236 годами, умер предположительно в 1306 году), адвокат, по другим сведениям францисканский монах, из итальянского города Тоди.

 Джованни Перголези

Этот католический гимн написан для небольшого камерного состава (сопрано, альт, струнный квартет и орган) — одно из самых вдохновенных произведений композитора. Stabat Mater Перголези была написана в качестве «дублёра» аналогичного произведения Алессандро Скарлатти, исполняемого в неаполитанских храмах каждую страстную пятницу. Впрочем, вскорости эта работа затмила свою предшественницу, став самым часто издаваемым в XVIII веке произведением. Некоторые отрывки использовались и в другие праздники.

Уже с XV и вплоть до XX века текст Stabat Mater стали использовать крупнейшие композиторы своего времени — Палестрина, Гайдн, Шуберт, Россини, Лист, Верди, Дворжак, Пендерецкий, а И.С. Бах использовал её как основу для своего псалма Tilge, Höchster, meine Sünden, BWV 1083.

Джованни Перголези 2

Опера "Служанка-Госпожа" Дж.Перголези

Дата первого исполнения Stabat Mater неизвестна. Как всякое истинно новаторское произведение, Stabat Mater Перголези далеко не сразу получила признание. Так, даже знаменитый падре Мартини, великий музыкальный ученый XVIII века, не сумел оценить его: «Stabat Mater Перголези содержит слишком много пассажей, которые скорее могли быть употреблены в какой-нибудь комической опере, чем в песне скорби; многие подобные черты проявляются и в церковной и светской музыке Перголези». Собственно, подобные упреки преследовали всех великих авторов духовных сочинений — от Баха до Верди». 

Перголези Стабат Матер №8

Stabat Mater состоит из 13 частей, причем сольные и дуэтные, медленные и более быстрые чередуются. Общий характер сочинения отличается камерностью, трогательностью, проникновенной лирикой.

№1, Stabat Mater Adorosa («Мать скорбящая стояла»), — выразительный дуэт сопрано и альта, — напоминает оперное ламенто. Следующее за ним соло сопрано Cujus animam gementem («Сердце, полное волненья») с словно задыхающимися от волнения синкопами выдержано в духе неаполитанской канцоны. За печальным дуэтом «O guam tristis et afficta» (Что за скорби, №3) следует ария альта «Guas moerbati» (Как страдала, как дрожала), повествующая о страданиях Матери, видящей муки Сына. Медленный дуэт сопрано и альта «Guis est homo» (Кто без слез бы мог суровый видеть Матери Христовой слезы, №5) сменяется небольшой арией сопрано «Vidit suum dulcem natum» (Дорогого видит Сына). Заключительный просветленный дуэт распевает одно лишь слово: «Amen».

Интересно, что данное произведение очень часто звучит в исполнении не только квартета как и задумано, но и взрослых и детских хоровых коллективов. Наиболее популярными являются две заключительные части (№12 и №13). 

Перголези Стабат Матер № 12 и №13 Детский хор 

 

Песни военных лет

Песни, рожденные в бою.

«Казаки в Берлине»

1

Автор песни – участник Великой Отечественной войны поэт Цезарь Соломонович Солодарь (1909 – 1992). В качестве военного корреспондента он присутствовал на подписании Акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и её вооруженных сил в предместье Берлина Карлсхорсте. Цезарь Солодарь написал стихи под впечатлением эпизода, свидетелем которого оказался.

...Ранним утром 9 мая 1945 года на одном из самых оживлённых берлинских перекрёстков, заваленном покорёженной фашистской техникой и щебнем, лихо орудовала флажком-жезлом молодая регулировщица. Десятки берлинцев наблюдали за её размеренными и властными движениями, которые ещё более подчеркивали строгость военной формы, её походную простоту.

«Вдруг послышался цокот копыт, – рассказывает поэт Цезарь Солодарь – мы увидели приближающуюся конную колонну. Большинство коней шло без сёдел. И только на флангах гарцевали молодые конники в кубанках набекрень. Это были казаки из кавалерийской части, начавшей боевой путь в заснеженных просторах Подмосковья в памятном декабре сорок первого года.

Не знаю, о чём подумала тогда регулировщица с ефрейторскими погонами, – продолжает Ц. Солодарь, – но можно было заметить, что на какие-то секунды её внимание безраздельно поглотила конница. Чётким взмахом флажков и строгим взглядом больших глаз преградила она путь всем машинам и тягачам, остановила пехотинцев. И затем…улыбнувшись… задиристо крикнула:

– Давай, конница! Не задерживай!

Казак быстро отъехал в сторону и подал команду: «Рысью!»

Сменив тихий шаг на резвую рысь, колонна прошла мимо своего командира в направлении канала. А он, прежде чем двинуться вслед, обернулся и на прощание махнул рукой девушке...»

Через два – три часа Цезарь Солодарь улетел в Москву и уже в салоне военно-транспортного самолета набросал первые строчки будущей песни. В полдень он прочитал стихи братьям-композиторам Покрассам – Даниилу (1905 – 1954) и Дмитрию (1899 – 1978). Стихи братьям очень понравились, и по их предложению были «усилены» лихим припевом:

Казаки, казаки!

Едут, едут по Берлину

Наши казаки.

Вечером композиторы позвонили поэту и сказали, что музыка готова

Таким образом, песня «Казаки в Берлине» была написана всего за один день – 9 мая.

Вскоре в исполнении участника Великой Отечественной войны Ивана Дмитриевича Шмелёва (1912 – 1960) она прозвучала по радио. Песню услышали миллионы радиослушателей, она стала одной из популярных, её подхватили и запели по всей стране.

Тихоокеанский симфонический оркестр

 

«Вечер на рейде»

3

Песня «Вечер на рейде» родилась в Ленинграде, который уже в первые месяцы войны стал прифронтовым городом. Об истории создания этой песни существуют воспоминания самого композитора Василия Соловьева-Седого:

— В августе 1941 года вместе с группой композиторов и музыкантов мне пришлось работать на погрузке в Ленинградском порту. Стоял чудесный вечер, какие бывают, мне кажется, только у нас на Балтике. Невдалеке на рейде стоял какой-то корабль, с него доносились к нам звуки баяна и тихая песня. Мы как раз кончили нашу работу и долго слушали, как поют моряки. У меня возникла мысль написать об этом тихом, чудесном вечере, неожиданно выпавшем на долю людей, которым завтра, может быть, предстояло идти в опасный поход, в бой. Возвратившись из порта, я сел сочинять эту песню.

Соловьев Седой

Тогда же композитор придумал ставшие бессмертными слова: «Прощай, любимый город!» — и стал сочинять музыку. В словах дальше этой строчки дело не продвинулось. И он подключил к работе своего друга поэта Александра Чуркина, с которым они к тому времени создали уже немало совместных песен.

2

Поэт Александр Чуркин вспоминал:

— Композитор сел за рояль, и полилась взволнованная широкая мелодия. «Начать надо так: „Прощай, любимый город“...», — сказал Соловьев-Седой. Я «подкинул» вторую строку: «Уходим в море скоро». Композитор зачеркнул: «Нет. „Уходим завтра в море“...». Я согласился, но поспорил немного из-за рифмы: город — море — совсем не рифма. Василий Павлович сказал, что рифма в данном случае не имеет существенного значения. Вместе мы сочинили и продолжение: «И ранней порой мелькнет за кормой знакомый платок голубой».

4

Популярность «Вечера на рейде» была столь велика в годы войны, что появились различные варианты и переделки. Пехотинцы вместо «Уходим завтра в море» пели «Уходим завтра в поле». В Крыму переиначили на свой лад: «Прощай, любимый город! Уходим завтра в горы».

Задушевная песня о расставании звучит до сих пор, пережив своих авторов, в исполнении новых поколений певцов.

 

Хор и оркестр государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

Информация подготовлена

преподавателем Фединой Е.С.

Бенуа

Александр Николаевич Бенуа

     

 Бенуа автопортрет

      В этом году, 3 мая, исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося русского художника, историка искусства, художественного основатель и главного идеолога объединения «Мир искусства», - Александра Николаевича Бенуа. Александр Николаевич Бенуа стал исторической фигурой еще при жизни.

     Родился  в семье архитектора. Некоторое время учился в Императорской Академии художеств, но не закончил её, считая, что художником можно стать, только непрерывно работая. Также занимался изобразительным искусством самостоятельно и под руководством старшего брата Альберта. В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета

     Впервые представил свои работы на выставке и привлёк к себе внимание специалистов в 1893 году. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии» — картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV».

Бенуа портрет

     В последнее десятилетие XIX века, Александр Бенуа и его товарищи Сергей Дягилев и Дмитрий Философов, организовывают новое художественное общество.

     Художников объединяла тяга к ретроспективизму, поиски идеалов в искусстве эпохи Петра I, в барокко середины XVIII века, в ампире времён Павла I. Поиски идеалов в искусстве предыдущих веков логично повернули деятелей общества к переоткрытию художественного значения и наследия барокко, российского рококо, раннего классицизма XVIII века, ампира и культуры русской усадьбы, к переоткрытию художественного значения старинной архитектуры, графики, фарфора, которые находились в состоянии кризиса или стагнации. Установки молодых художников имели признаки дворянской культуры и уважения к культурному достоянию Западной Европы.

Петербург

     Вместе с другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. В 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России». Бенуа — один из самых значительных художественных критиков начала XX века, ввёл в оборот выражения авангард и русский сезаннизм. Художник, критик, идеолог "Мира искусства", он написал в двадцать с хвостиком дерзкую историю русской живописи XIX века, где опрокидывал авторитет "передвижников", открывал прелесть Венецианова, вписывал в скрижали русского искусства имена своих сверстников.

версаль

 

     В 1903 году Бенуа создал один из шедевров отечественной книжной графики — серию иллюстраций к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Однако они были отвергнуты как «декадентские». Иллюстрации приобрёл С. П. Дягилев и напечатал их вместе с поэмой в журнале «Мир искусства» (1904. № 1). Рисунки Бенуа «произвели фурор и были признаны всеми знатоками книги как идеальная графическая работа» В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904), едва ли не единственная его крупная работа для детей. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций, и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной.

пиковая дама

     В1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С. Пушкина «Пиковая дама», с иллюстрациями А. Н. Бенуа

   В 1919 году Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа, издал её новый каталог. Продолжал работу как книжный и театральный художник и режиссёр, в частности, работал над постановкой и оформлением спектаклей петроградского Большого драматического театра. Последней работой Бенуа в СССР стало оформление спектакля «Свадьба Фигаро» в БДТ.

     В 1922 году вышла крупнейшая графическая работа Бенуа за годы революции — альбом «Версаль», где акварели художника сопровождаются его же текстом. Версаль был одной из любимых тем художника. В основе данной работы — многочисленные натурные наблюдения: ещё в октябре 1896 года Бенуа совершил свою первую поездку в Париж, где зарисовал виды Версаля, положившие начало его знаменитым версальским сериям.

медный всадник

Версаль для Бенуа — олицетворение гармоничного единения человека, природы и искусства.

     В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств,  в Париже.

     В 1926 году А. Н. Бенуа покинул СССР. Жил в Париже, где работал над эскизами театральных декораций и костюмов. Участвовал в балетной антрепризе Сергея Дягилева «Ballets Russes» как художник и автор-постановщик спектаклей. В эмиграции много работал в Милане в оперном театре Ла Скала. Страстно любящий театр, Бенуа стал одним из главных героев первых сезонов дягилевской антрепризы в Париже. Он оформил ряд театральных спектаклей, открывшие "Русские сезоны" 1909 года в Париже. Такие как балет "Павильон Армиды", оперу «Соловей», Он пишет либретто балета "Петрушка", который стал, как и "Жар-птица" и "Шехерезада", визитной карточкой "русских сезонов".

прогулки короля

     Бенуа ощущал искусство, как пространства радости и игры где-то у подножия храма Аполлона

     В этот период он создал серию видов Петербурга и его пригородов под общим названием «Воспоминания». В последние годы жизни художник трудился над мемуарами «Мои воспоминания», на страницах которых воссоздал атмосферу духовных и творческих исканий Серебряного века. Не менее значительным было и издание «Александр Бенуа размышляет…Статьи и письма 1917—1960 гг.». Скончался 9 февраля 1960 года в Париже. Похоронен на кладбище Батиньоль в Париже.

     Взгляды и представления Александра Бенуа об искусстве почти рассеятся в бурях ХХ века, но удивительно, каким точным предостережением грядущему веку (да и нынешнему!) звучат слова Бенуа: "…Каждый великий художник есть чудо, и чудо тем изумительнее, чем меньше соответствует его появлению обстановка. Но было бы опрометчиво создавать искусственно эту "несоответствующую" обстановку в надежде, что именно в ней произойдет "чудо". Было бы нелепостью благословлять эту обстановку и видеть в ней источник красоты".

                                                                      

                                                                                        Статья подготовлена преподавателем

Отделения ИЗО

Руденко Н.Н.

Проект "Нашей школе 45!"

 

юбилей

 

В этом году наша родная школа отмечает 45 лет со дня основания!

Здесь всегда тепло и уютно.

Доброжелательная атмосфера наполнена любовью к детям и к искусству.

Сюда хочется приходить снова и снова, как в дом к старым друзьям, где тебе всегда рады.

Так продолжается уже 45 лет.

И в преддверии торжественного празднования, мы решили объявить 2020-2021 учебный год ЮБИЛЕЙНЫМ!

Откроет юбилейный год марафон "Навстречу к Юбилею школы", где Вашему вниманию преподаватели и учащиеся школы представят лучшие праздничные мероприятия, посвященные 45-летию Детской школы искусств.

 

 

 

 


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!