Яндекс.Метрика


Платные услуги

Анкетирование

Форма обратной связи


Леньяни Луиджи (2)

Леньяни Луиджи Ринальдо

photo 9669 0

 

Луи́джи Рина́льдо Ленья́ни (итал. Luigi Rinaldo Legnani; 7 ноября 1790Феррара — 5 августа 1877Равенна) — итальянский классический гитарист, певец (тенор), композитор и музыкальный мастер.

В детстве учился игре на скрипке, играл в оркестрах, однако принял решение посвятить себя гитаре и пению. Дебютировал как певец в Равенне в 1807 году, в дальнейшем выступал в различных итальянских городах как исполнитель партий в операх РоссиниПачиниДоницетти. С сольными концертами на гитаре начал выступать с 1819 года, три года спустя был с восторгом принят в Вене, где его исполнительское искусство сравнили с игрой Мауро Джулиани. В дальнейшем Леньяни ещё неоднократно посещал этот город и каждый раз пользовался большим успехом.

Много гастролируя по ИталииГерманииШвейцарии, Леньяни познакомился со многими известными музыкантами, в том числе с Никколо Паганини, назвавшим его «одним из лучших гитаристов современности». В 1836 году Паганини и Леньяни планировали провести в Турине несколько совместных концертов, однако они не состоялись, возможно, из-за плохого здоровья Паганини.

В начале 1850-х Леньяни прекратил исполнительскую карьеру, поселился в Равенне и занялся изготовлением гитар и скрипок. Его инструменты пользовались популярностью, многие мастера копировали их вплоть до конца XIX века.

Его композиции, почти все для гитары (за исключением двух дуэтов, концерт, в, которой у вас есть только партитуры соло, и некоторые фрагменты речи), относятся к эстетике ярко-первого Века, и часто представляют собой отрезок весьма виртуозной. В них структура оперной и вокально-театральной типичный Джулиани и вкус к подвигам методы к Паганини.

Леньяни — автор более 250 сочинений для гитары (фантазии, попурри, каприччио, вариации и др.), дуэтов для флейты и гитары, концерта для гитары с оркестром.

 

Информация подготовлена

преподавателем отделения

инструментального исполнительства

Кулешовой Н.И.

Листов

Константин Яковлевич Листов

16080608

Один из старейших композиторов советской оперетты и мастеров песенного жанра. В его сочинениях мелодическая яркость, лирическая задушевность сочетаются с лаконичностью и простотой формы.

Константин Яковлевич Листов родился 19 сентября (2 октября по новому стилю) 1900 года в г. Одессе, окончил музыкальное училище в г. Царицыне (ныне Волгоград). В Гражданскую войну ушел добровольцем в Красную Армию и был рядовым пулеметного полка. В 1919—1922 годах учился в Саратовской консерватории, по окончании которой работал пианистом, затем театральным дирижером в Саратове и в Москве.

foto300001

В 1928 году Листов написал свою первую оперетту, которая не имела особого успеха. Широкую известность композитору принесла в 30-е годы «Песня о тачанке», написанная на стихи Б. Рудермана. Еще большим успехом пользовалась песня «В землянке» на стихи А. Суркова — одна из популярнейших песен Великой Отечественной войны. В годы войны композитор был музыкальным консультантом Главного политуправления Военно-Морского Флота СССР и в этом качестве побывал на всех действующих флотах. Морская тематика нашла отражение в таких популярных песнях Листова, как «Ходили мы походами», «Севастопольский вальс», а также в его опереттах. В послевоенное время творческие интересы композитора главным образом были связаны с театром оперетты. Листовым написаны следующие оперетты: «Королева ошиблась» (1928), «Ледяной дом» (1938, по роману Лажечникова), «Копилка» (1938, по комедии Лабиша), «Кораллина» (1948), «Мечтатели» (1950), «Айра» (1951), «Поют сталинградцы» (1955), «Севастопольский вальс» (1961), «Сердце балтийца» (1964).Народный артист РСФСР (1973). Умер композитор 6 сентября 1983 года в Москве.

 

Покрасс

Покрасс Дмитрий Яковлевич

(1899-1978) российский композитор и дирижер

009

 

Дмитрий Покрасс родился в Киеве в многодетной семье Якова Покрасса, продавца и совладельца колбасного магазина. Дмитрий был младшим из трех братьев. Главным увлечением в семье была музыка, отец самостоятельно освоил скрипку, был известен в еврейской общине как талантливый скрипач-импровизатор, его часто приглашали играть на свадьбы и праздники. Сыновья унаследовали музыкальные способности Якова Покрасса. Когда Дмитрию исполнилось пять лет, отец и старший брат стали учить его играть на скрипке. Позже братья составили своеобразное самодеятельное трио, его руководителем был брат Самуил, в то время начавший обучение в Киевском музыкальном училище.Во время летних каникул братья зарабатывали деньги игрой на свадьбах и праздничных гуляньях. Во время учебы в гимназии Дмитрий перешел от скрипки к фортепиано. В 1914 г. он закончил гимназию и отправился в Петербург, чтобы поступить в консерваторию, где уже учился его брат Самуил. Дмитрий благополучно сдал экзамены и стал студентом педагога Н. Дубасова, ученика А. Рубинштейна. Одновременно с учебой он зарабатывал игрой на фортепиано — выступал как тапер в кинотеатрах, давал концерты вместе с братом. Однако революционные события заставили его в 1917 г. прервать занятия и вернуться в Киев. Через некоторое время он продолжил занятия уже в Киевской консерватории с переехавшим из Петербурга композитором Р. Глиэром.

Новый педагог открыл у Покрасса композиторские способности и помог начинающему автору поверить в свои силы. Вместе с братом Самуилом Дмитрий Покрасс создал музыкальную издательскую фирму, где выпускал эстрадную музыку: песни, романсы. Их начинают исполнять как на концертах, так и в ресторанах.

В конце 1919 г. Дмитрий Покрасс сочинил свою первую массовую песню — «Марш Буденного». Как свидетельствует документ, подписанный С. Буденным, Дмитрий становится постоянным композитором Первой Конной. Он сочиняет марши для парадов, играет на смотрах и вечерах. Чтобы увековечить память А. Пархоменко, Покрасс пишет свое первое крупное произведение — посвященную военачальнику кантату. Тогда еще он не понял, что у него прекрасно получается сочинять военно-строевые песни.

   

    821576 original

Песня «Казаки в Берлине» была написана 9 мая в 1945 году. Автором стихов стал Цезарь Солодарь, музыку на слова написали братья Дмитрий и Даниил Покрассы.

Задорный мотив и легко запоминающиеся строки описывают реальную ситуацию, очевидцем которой стал участник Великой Отечественной Цезарь Самойлович Солодарь в полуразрушенной германской столице (в то время заслуженный артист Советского Союза выполнял роль военного журналиста, присутствуя при подписании договора о безоговорочной капитуляции немецких войск). В своих воспоминаниях, опубликованных в книге «Друзья-однополчане» в 1973 году, поэт подробно описывает картину, навсегда врезавшуюся ему в память и вдохновившую на написание стихотворения.

Визбор

Юрий Иосифович Визбор

515008.900xp

Юрий Визбор — исполнитель песен, киноактер, журналист, писатель, сценарист, поэт, создатель жанра песни-репортажа, автор 300 песен. 

Родился Юрий Визбор 20 июня 1934 года в Москве. Обучался в Московском педагогическом институте на факультете русского языка и литературы, который окончил в 1955 году.

На этот год также припадает написание им первой песни под названием «Мадагаскар». Кстати, начал писать песни он начал в том же институте. В период с 1950 года по 1960 год он уже был автором 40 песен.

 

Одно время работал учителем, а после пошел в армию. В 1958 году начал работать на Всесоюзном радио, а в 1962 году стал инициатором открытия радиостанции «Юность». Вместе со своими единомышленниками начал издавать журнал «Кругозор» с 1964 года, создав на его страницах новый жанр – «песня-репортаж». В 1970 году получил должность сценариста и редактора кинообъединения – «Экран» на Центральном телевидении. С этого же момента его заметили на телевидении, и он получил свою первую роль в фильме «Июльский дождь». Дальше были «Красная палатка», «Ты и я», «Белорусский вокзал», «Семнадцать мгновений весны».

Информация подготовлена преподавателем Кулешовой Н.И.

 

 

Мацуев

Денис Мацуев

 

Денис Мацуев – российский музыкант, знаменитый пианист-виртуоз, который в 2011 году удостоился звания «Народный артист Российской Федерации». Его популярность простирается далеко за пределы узкого круга любителей классической музыки. Число концертов пианиста в год достигает 150. Диск «Неизвестный Рахманинов» вошел в список номинантов на престижную премию «Грэмми».

Мацуев фотография1

Денис Леонидович Мацуев родился 11 июня 1975 года в сибирском Иркутске. Семья великого пианиста была связана с музыкой на протяжении многих поколений. Дедушка Мацуева работал артистом циркового оркестра, где играл на барабанах и перкуссии. Леонид Викторович Мацуев, отец Дениса, был пианистом и композитором, сочиняющим музыку для театральных постановок Иркутска. Ирина Дмитриевна Гомельская, мать будущей знаменитости, преподавала фортепиано.

С детства родители развивали в Денисе любовь к музыке, а также навыки фортепианного исполнительства. Первые уроки будущему виртуозу давала его бабушка – Вера Альбертовна Раммуль, владевшая навыками игры на нескольких музыкальных инструментах. В Иркутске Денис посещал школу искусств и учился в 11-й школе имени Маяковского — старейшем учебном заведении города. Первым педагогом фортепиано в жизни Мацуева была Любовь Николаевна Семенцова. 

Мацуев фотография2

Музыкальная одаренность не мешала Денису оставаться мальчишкой-непоседой, который свободное время проводил на футбольном поле или ледовом катке. Мацуев всерьез мечтал о спортивной карьере, а музыке уделял только 2 часа в день – не хватало терпения. Но и за это время мальчику удавалось усваивать тот материал, что сверстники учили неделями. Спортом юный пианист занимался более самоотверженно, хотя одно время считался самым маленьким в классе. Никто не предполагал, что в молодости юноша превратится в исполина под 2 метра ростом (рост Дениса сейчас 198 см).

Окончив школу, парень некоторое время учился в иркутском музыкальном училище, однако уже в то время почувствовал потребность продолжать учебу в столице. 

мацеув фотография 3

В интервью Мацуев с благодарностью говорит о родителях, которых он считает главной причиной своего успеха. Мама с отцом пошли ради сына на жертвы, переехав из Иркутска в Москву, сменив налаженный быт на жизнь в однокомнатной квартире — и все это ради того, чтобы предоставить Денису возможность обучаться у лучших педагогов страны. Родители считали, что образование должно стать неотъемлемой частью жизни Дениса. Таким образом мальчику стали доступны возможности, которых не было у других детей.

С 1990 года начинает отсчет московская биография Мацуева. Здесь молодой пианист начинает учебу в центральной специализированной музыкальной школе при консерватории им. Чайковского. Год спустя Денис Мацуев становится лауреатом конкурса, проводимого международным общественным благотворительным фондом «Новые имена». Благодаря этой организации юный виртуоз получает возможность посетить с концертами 40 стран, в числе которых Великобритания, Австрия, Нидерланды и Франция. 

мацуев фотография 4

В 1993 году Мацуев поступает в Московскую консерваторию, где учится на кафедре фортепиано у Алексея Наседкина и Сергея Доренского. Еще будучи студентом консерватории, Денис становится солистом Московской филармонии в 1995 году.

В 1998-м, обучаясь на последнем курсе консерватории, Мацуев выигрывает XI международный конкурс имени Чайковского. Выступление молодого пианиста было замечено критиками, вызвало отклик среди публики, положив начало его популярности. Эту победу Денис считает самым значительным достижением в своей жизни.


Во время конкурсного выступления исполнитель предпочел концертный стиль игры вместо усреднено-корректной манеры исполнения, принятой на конкурсах.

Начиная с 2004 года Денис представляет в концертной программе московской филармонии собственный ежегодный абонемент под названием «Солист Денис Мацуев». Особенностью этих концертов стало привлечение знаменитых мировых и российских оркестров при сохранении доступности стоимости билетов для большинства слушателей. В число коллективов, участников концертов маэстро, вошли оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, Российский национальный оркестр с Михаилом Плетневым, Оркестр солистов во главе с Владимиром Спиваковым

мацуев фотография 5

В том же году Денис подписал контракт с лейблом «SONY BMG Music Entertainment», который возникает в результате слияния двух крупных медиахолдингов и до сих пор остается одной из крупнейших студий звукозаписи в мире. Постепенно выступления Мацуева становятся все более популярными по всему миру, а альбомы не пылятся на прилавках музыкальных магазинов.

Совместно с лейблом музыкант записывает первый альбом Tribute to Horowitz. Диск включает в себя излюбленные концертные номера Владимира Горовица, в числе которых вариации на темы из классических оперных шедевров, «Мефисто-вальс» и «Венгерскую рапсодию» Ференца Листа. Кроме того, Мацуев становится представителем роялей фирмы «Ямаха». Эту должность одно время занимал Святослав Рихтер, поклонником которого является Денис. 

мацуев фотография 6

Постепенно мужчина становится узнаваемым музыкантом во многих странах мира, а его концерты с нетерпением ждут не только россияне. График гастролей расписан на несколько лет вперед, о чем Мацуев информирует поклонников со страниц официального сайта. В 2017 году он продолжил давать совместные концерты со знаменитыми классическими музыкальными коллективами планеты.

Среди достижений музыканта особое место занимает диск «Неизвестный Рахманинов», записанный на рояле, принадлежавшем лично великому композитору. История этой записи началась с того, что после концерта в Париже Александр, внук композитора Сергея Рахманинова, предложил Мацуеву исполнить найденные в архивах фугу и сюиту великого композитора. Право на премьерное исполнение Денис получил взамен на дружеское обещание бросить курить, данное Александру Рахманинову, которое он, к слову, сдержал.


Также Мацуев любит музыкальные марафоны. До сих пор он остается единственным пианистом, исполнившим все 3 концерта Чайковского за один вечер. Затем артист повторил подобный успех, но на этот раз за 2 вечера.

Денис относится к тем исполнителям, которые, достигнув успеха в академической музыке, вышли на уровень, когда их популярность стала захватывать все больше и больше слушателей, не входящих в круг любителей классической музыки. В исполнительском творчестве артист сочетает новаторский подход и богатые традиции русского фортепианного искусства. (Фотография 7)

Мацуев является руководителем многочисленных благотворительных программ, целью которых является популяризация классической музыки среди молодежи, поддержка юных дарований и проведение конкурсов пианистов. Одна из задач программы Дениса — доносить искусство во все регионы Российской Федерации.

Продолжая сотрудничество с фондом «Новые имена», Мацуев становится его президентом. В 2011 году музыкант удостоился звания почетного профессора МГУ. Также пианист организовал фестиваль «Звезды на Байкале», который ежегодно проходит в Иркутске. Позднее вошел в состав жюри талант-шоу канала «Россия-1» «Синяя птица».

В 2014 году запомнилось выступление Дениса Мацуева на закрытии зимней Олимпиады в Сочи. Феерический концерт до сих пор поклонники пианиста вспоминают с ностальгией.

Дискография

  • 2004 – Tribute to Horowitz
  • 2005 – Stravinsky — Firebird Suite, Shchedrin — Piano Concerto No.5
  • 2006 – Tchaikovsky, Shostakovich
  • 2007 – Unknown Rachmaninoff
  • 2008 – The Carnegie Hall Concert
  • 2011 – S. Rachmaninov: Piano Concerto No 3 & Rhapsody on a Theme of Paganini
  • 2013 – S. Rachmaninov. Piano Concerto, G. Gershwin. Rhapsody in Blue
  • 2014 – Prokofiev: Piano Concerto No.3

 

 

 

 

Радиоинтервью эфира ГТРК "Ставрополье"

с Денисом Мацуевым 2011 год

 

Автор – Е.Сафронова

Редактор – О.Сочилова

МАЦУЕВ: Я очень рад, что я доехал до вашего города, потому что это один из последних крупных городов, где я ещё не играл. Поверьте, я очень много поездил не только по всему миру, но по нашей стране, что мне очень важно. Потому что моя публика, наша публика – она самая правильная, самая понимающая. Знаете, даже не профессионал, а простой смертный слушатель, когда он приходит в зал, я чувствую, понимает ли он или не понимает. Сегодняшний концерт был для меня очень ответственный и волнительный, потому что первый раз…многие меня видели по телевидению, но вживую – это совсем по-другому, это другая энергетика, другая атмосфера, другой темпоритм, что говорить, живое есть живое…поэтому для меня был сегодня волнительный момент, я очень рад, что, всё-таки, доехал до вас и обещаю, что ещё не раз приеду сюда.

КОРР . Вы в своём исполнении часто используете джазовые импровизации..

МАЦУЕВ: Джаз – это отдельная история, отдельное искусство, для меня он тоже очень важен, мне очень сильно помог джаз. Кстати, когда я сыграл в первый раз в Большом зале консерватории джазовые опусы (совершенно сразу после конкурса Чайковского), конечно, многие были немножко ошарашены. Никто не знал, что я играю джаз, знал очень близкий круг . Широкая публика и даже профессура консерватории, которая была – они были поражены этим. Мало того, и Доренский, и Наседкин, мои профессора, они очень часто меня просят играть джаз, потому что это очень необычное сочетание: классический музыкант, пытающийся играть джаз. Без джаза я не могу жить, это моя вторая страсть.

КОРР. Какую черту своего характера Вы считаете главной?

МАЦУЕВ: Вы знаете, я так не люблю о себе говорить, честно Вам скажу…Не то что скромность, это просто …Пускай обо мне будет говорить моя публика, которая выходит из зала.

КОРР: У Вас такой плотный график гастролей, Вы играете в мегаполисах по всему миру, очень мало стран, в которых Вы ещё не были. Скажите, а как Вы восстанавливаетесь, откуда черпаете внутренний потенциал свой?

МАЦУЕВ: Вы знаете, я ничего специально не делаю. Может быть, пока меня спасает моё спортивное прошлое, которое было очень мощное, в детстве и юношестве я занимался спортом. Конечно, думаю, что мало кто выдержит того, что у меня происходит последние 5 лет, потому что свой график я довёл, до, наверное, безумства некоего. Но я этим не бравирую, потому то я понимаю, что пока, слава Богу, не страдает качество концертов, потому что безусловно все эти перелёты, смены часовых поясов…даже не хочу это комментировать, потому что это ужасно. Восстанавливает сама сцена, я называю это сценотерапией, потому что сцена – она даёт силы. Вот сейчас я, несмотря на то, что за последний месяц я сыграл 25-26 концертов, и вчера был Петербург, завтра будет Краснодар, только что был Париж 3 дня назад, до этого был тур канадско-американский, поэтому вот эти перемещения через океан – они, конечно, выбивают очень серьёзно. Я каждый год обещаю сокращать количество концертов, но ничего из этого не получается, получается ещё больше.

КОРР. Расскажите, пожалуйста, о хрустальном рояле, подаренном Вам Владимиром Теодоровичем.

МАЦУЕВ: Это утка, пущенная журналистами. Это вот такой маленький рояльчик. Сувенирный. Такая хохма была.

 

Информация подготовлена концертмейстером Куприной С.Ю.

Свиридов

Георгий Васильевич Свиридов

3 (16) декабря 1915 г. – 6 января 1998 г.

Меня спрашивают: какой я?

Я русский человек! … И этим горжусь.

Я призываю вас с высоты своего возраста

(и не сердитесь на меня, что я так говорю):

надо гордиться, что мы — русские люди!

Г. В. Свиридов

4 февраля 1997 г.

 1

Музыку Георгия Свиридова несколько десятилетий ежедневно слушает вся страна. Именно его мелодии «Время, вперед!» было суждено стать предвестником и символом всех главных новостей за последние полвека. Наверное, в этом и есть прозорливость судьбы – в прошедшем столетии не было композитора, творчество которого настолько сильно связанно с Россией, ее исконной культурой и духовными основами. Его музыка, наполненная нравственной чистотой, очень сильно воздействует на чувства слушателей, просветляя их, но самое главное она побуждает человека поверить в свои силы.

2

3 декабря 1915 года в уездном городе Фатеж Курской области в семье телеграфного служащего и учительницы появился на свет первенец. Родители имели крестьянские корни и не могли себе даже представить, что их сын, Георгий Васильевич Свиридов, станет одним из самых знаменитых композиторов России. Через несколько лет у него родились брат и сестра. В 1919 младший сын Свиридовых погиб от испанки, тогда же не стало и отца. Семья перебралась в Курск, где маленький Юра, как в детские годы называли будущего музыканта, начал играть на балалайке, а затем способного ребенка приняли в оркестр народных инструментов.

Педагоги музыкальной школы порекомендовали юноше продолжить образование в Ленинграде. Согласно биографии Свиридова с их легкой руки в 1932 году Юра поступает в музыкальный техникум. После – в консерваторию, где ему посчастливилось стать учеником Д.Д. Шостаковича. Однако взаимоотношения Свиридова со своим великим учителем были далеко не безоблачными. Он даже бросил консерваторию на последнем курсе, не вернувшись на занятия после разгрома, который Шостакович учинил его шести песням на слова А. Прокофьева. Общение между композиторами возобновилось только несколько лет спустя.

Свиридов и Шостакович

Летом 1941 Свиридов попадает из музыкантов в солдаты, но к концу того же года слабое здоровье не позволяет продолжать службу. Вернуться в осажденный Ленинград, где остались мать и сестра, невозможно, и до снятия блокады он работает в Новосибирске. В 1956 году Свиридов переезжает в столицу. В Москве он ведет насыщенную общественную жизнь, занимая руководящие посты в Союзе композиторов.

Теперь ему уже не надо было доказывать свое право на самостоятельное творчество. Он одинаково легко пишет и серьезную, и легкую музыку. Его сочинения разнообразны и по жанрам: это симфонии и концерты, оратории и кантаты, песни и романсы.

Кроме того, Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который он назвал "музыкальной иллюстрацией". Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки. Это прежде всего цикл, посвященный повести Пушкина "Метель". Но главным жанром, с которым композитор не расстается никогда, является песня и романс. Свиридов не только пишет романсы на классические тексты (Р. Бернса, А. Исаакяна), но и использует в качестве основы народные песни, как, например, он это сделал в кантатах "Курские песни" и "Деревянная Русь". Его музыка отличается простотой и какой-то особенной наглядностью. Возможно, поэтому многие сочинения Свиридова молодые музыканты используют в своей учебной практике. Мировую славу Свиридову принесли потрясающие хоровые циклы ("Декабристы" на слова А. Пушкина и поэтов-декабристов, "Поэма памяти Сергея Есенина", "Патетическая оратория" по В. Маяковскому, "Пять песен о России" на слова А. Блока и др.). Однако Свиридов работал и в популярных жанрах, например, в оперетте ("Огоньки", "Раскинулось море широко"), в кино ("Воскресение", "Золотой теленок" и др.), в драматическом театре (музыка к спектаклям А. Райкина, "Дон Сезар де Базан" и др.).

3

Свиридов был щедро отмечен званиями и наградами практически при всех властях: его трижды награждали Государственными премиями СССР (1946, 1968, 1980), Ленинской премией в 1960 году, в 1970 году ему присвоили звание народного артиста СССР, в 1975-м - Героя Социалистического Труда.

Гражданская панихида и похороны Г. Свиридова состоялись 9 января в Москве. Прощались с Георгием Васильевичем дома, в его квартире на Большой Грузинской. И это тоже в русских традициях - так хоронили русских гениев прошлого. Люди стали собираться возле дома на Большой Грузинской рано. К полудню в квартире на шестом этаже, полы которой были устланы еловыми ветками, парадоксально роднившими грусть похорон с ощущением зимних праздников - Нового года и Рождества, - собралось много народу. Скромное убранство дома, множество книг, нот - жилище истинного интеллигента и место прощания с ним. Никакой театральности - ни музыки, ни речей, ни ритуала. Все искренне и просто.

Свой последний приют великий композитор обрел на Новодевичьем кладбище.

Музыка Георгия Васильевича Свиридова стала классикой советского искусства XX в. благодаря ее глубине, гармоничности, тесной связи с богатыми традициями русской музыкальной культуры.

 

Оркестр русских народных инструментов им. Виктора Гридина - Тройка (Г.В. Свиридов)

 

Оркестра русских народных инструментов ЦТ и ВР под управлением В. Федосеева - «Парень с гармошкой», «Наигрыш»

Рихтер

Святослав Теофилович Рихтер

В его черепе, напоминающем купола Браманте и Микеланджело,

вся музыка, вся прекрасная музыка покоится,

как младенец на руках Рафаэлевской мадонны...
Г. Г. Нейгауз


Рихтер 1
Мать Святослава Рихтера признавалась, что, вынашивая сына, она старалась смотреть и слушать только самое прекрасное, чтобы ее ребенок все это воспринял.
Результат превзошел ожидания. Святослав Рихтер стал великим исполнителем классической фортепианной музыки.

     Святослав Теофилович Рихтер (7 (20) марта 1915Житомир — 1 августа 1997Москва) — советский российский пианистГерой Социалистического Труда (1975). Народный артист СССР (1961). Лауреат Ленинской (1961), Сталинской (1950), Государственной премии РСФСР им. М. Глинки (1987) и Государственной премии Российской Федерации (1996).Один из крупнейших пианистов XX века, чья виртуозная техника сочеталась с огромным репертуаром и глубиной интерпретаций.

 Рихтер 2

      Рихтер родился в Житомире в семье пианиста, органиста и композитора Теофила Даниловича Рихтера (1872—1941), преподавателя Одесской консерватории и органиста городской кирхи; мать — Анна Павловна Москалёва (1892—1963), по матери фон Рейнке, из русских дворян немецкого происхождения. Во время Гражданской войны семья была разъединена, Святослав жил в семье тётки Тамары Павловны, от которой унаследовал любовь к живописи, ставшей первым его творческим увлечением. Музыкальный гений Святослав Рихтер не рос на гаммах и этюдах. Его мощнейшее «фортиссимо» и завораживающее «пианиссимо» – дар Божий, который в один прекрасный момент заявил о себе. Первым учителем Рихтера был отец. Теофил Данилович – выпускник Венской академии музыки – первые уроки дал сыну в пять лет. Это не был стандартный курс фортепиано. Лишь азы. Потом Рихтер учился сам – по произведениям великих. Просто брал все ноты, что были в доме. Любил, к примеру, Шопена. Научившись виртуозно читать с листа, после окончания школы работал концертмейстером в Одесской филармонии.

рихтер 3В 19 лет дал первый сольный концерт и лишь в 22 решил поступать в Московскую консерваторию. Рихтера сочли самоучкой… и приняли. «По-моему, он гениальный музыкант, – отозвался о начинающем пианисте маститый Генрих Нейгауз, – после Двадцать восьмой сонаты Бетховена юноша сыграл несколько своих сочинений, читал с листа. И всем присутствующим хотелось, чтобы он играл еще и еще...»             И он играл. Потому что учить Рихтера было уже нечему. Нейгауз просто развивал талант своего любимого ученика.                                    

Молодой виртуоз переиграл практически всю фортепианную классику, кроме Пятого концерта Бетховена. В этом произведении он заранее признавал исполнительское превосходство своего педагога. Заканчивал обучение Рихтер уже известным исполнителем. Его государственным экзаменом стал концерт в Большом зале консерватории. А вместе с дипломом музыкант удостоился «золотой строчки» на мраморной доске в фойе Малого зала. На Родине – победа на Всесоюзном конкурсе исполнителей. На Западе – «Грэмми» за Второй фортепианный концерт Брамса. Впервые советский музыкант получил эту престижную награду. Рихтер много гастролировал. Огромным залам предпочитал камерные. Софитам – темноту, в которой луч света выхватывает лишь ноты, чтобы не отвлекать зрителя от главного – музыки. Более семидесяти концертов в год. Широчайший репертуар: от барокко до сочинений современников.

«Вчера ночью слушала Прокофьева. Играл Рихтер. Это чудо. Я до сих пор не могу опомниться. Никакие слова (в никаком порядке) даже отдаленно не могут передать, что это было. Этого почти не могло быть».

Анна Ахматова

Даже в период негласного запрета на музыку Прокофьева Рихтер исполнял его произведения. В том числе Девятую сонату, которую великий композитор посвятил великому пианисту.

 Рихтер 4

 

«А у меня что-то интересное есть для вас, – сказал однажды С. Прокофьев Рихтеру, и показал наброски Девятой сонаты. Это будет ваша соната... Только не думайте, это будет не на эффект... Не для того, чтобы поражать Большой зал». Но Рихтер все же поражал… Своим талантом. Он был многогранен. Одно из первых увлечений пианиста еще с детства – живопись. Уже будучи знаменитым музыкантом, он брал уроки у своего друга Роберта Фалька, художника на стыке модерна и авангарда.

Рихтер 5В результате появились воздушные пастели Рихтера и Декабрьские вечера –гармоничное соединение изобразительного искусства и музыки. Пушкинскому музею пианист доверил свое уникальное собрание живописи и графики. Многие из картин были подарены пианисту его друзьями-художниками. Всеобщее признание зачастую тяготило Рихтера. Несмотря на мировую славу, известный музыкант оставался человеком скромным. Объездив весь земной шар, самыми красивыми местами считал Оку и Звенигород. Любил жареную картошку. И не любил повышенное внимание журналистов: «Мои интервью – мои концерты». И максимально допустимая для себя похвала: «Кажется, в этот раз что-то получилось…».

В последние годы жизни Рихтер из-за болезней часто отменял концерты, но продолжал выступать. Во время исполнения по его требованию на сцене была полная темнота, и лишь ноты, стоящие на пюпитре фортепиано, освещались лампой. По мнению пианиста, это давало публике возможность сконцентрироваться на музыке, не отвлекаясь на второстепенные моменты. В последние годы жил в Париже, а незадолго до кончины —года возвратился в Россию. Последний концерт пианиста состоялся в 1995 году в Любеке. Святослав Рихтер скончался 1 августа 1997 года в Центральной клинической больнице от сердечного приступа. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.                                   Большую часть своего собрания живописи Рихтер завещал в дар Государственному музею изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С. Пушкина. В настоящее время картины находятся в Музее личных коллекций.

В 1999 году на Большой Бронной улице в Москве был открыт Музей-квартира С.Т. Рихтера – филиал ГМИИ. В июне 2013 года в дар Московской консерватории был передан бронзовый бюст Святослава Рихтера работы скульптора Эрнста Неизвестного.

 

 

 

 

Статью подготовила

Преподаватель фортепиано

Красникова Т.В.


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!