Breadcrumbs
Главная
Информация
Отделения школы
Платные услуги
Информационная безопасность
Анкетирование
Ссылки
Форма обратной связи
О.Кипренский
- Подробности
- Создано 11.03.2022 21:15
- Обновлено 11.03.2022 21:16
- Просмотров: 5780
В марте 2022 года исполнилось 240 лет со дня рождения Ореста Адамовича Кипренского, русского художника, графика и живописца, мастера портрета,.
Орест Кипренский, внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова, но по документам был записан в семью крепостного Адама Карловича и Анны Гавриловны Швальбе. Еще в детстве выказал большую охоту к рисованию, что побудило помещика отпустить его на волю, он получил вольную в 1788 году, был зачислен в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств под фамилией Кипренский.. Его учителями были Г. Угрюмов и Д. Левицкий. Награждался медалями за успешные работы: малая серебряная (1800), большая серебряная (1801); две малые золотые медали (1802): одну — за программу «Юпитер и Меркурий» и вторую — за эскиз памятника покойному профессору скульптуры Козловскому. Получил большую золотую медаль по задаче: «Представить Великого Князя Дмитрия Донского, когда он одержал победу над Мамаем (1805).
Получил в Академии аттестат 1-й степени и шпагу (1803) и был оставлен при Академии в качестве пансионера.
Получил звание академика за портреты: Его Императорского Высочества принца Голстейн-Ольденбургского; Лейб-гусарского полковника Давыдова; Шталмейстера князя Гагарина; Портрет А. И. Кусова. Назначен советником Императорской Академии художеств. Жил в Москве (1809—1811), Твери во дворце принцессы Анны Павловны, дочери Павла I (1811—1812), Петербурге (до 1809, 1812—1816, 1823—1828), а в 1816—1822 годах и с 1828 года по 1836 год— в Риме и Неаполе. Путешествовал по Швейцарии (1816), Франции и Германии (1822—1823). Приехав в Италию, брал в Болонье уроки перспективы у Анжело Тозелли.
В июле 1836 года, за три месяца до своей смерти, Кипренский женится на Анне-Марии Фалькуччи, музе художника в течение почти 20 лет, для чего ему предварительно пришлось принять католичество. Её детский портрет написан художником в 1819 году под названием «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке». Дочь художника Клотильда родилась уже после его смерти.
Художник скончался в Риме 17 октября 1836 года от воспаления лёгких и был погребён в церкви Сант Анреа Делле Фратте в Риме. Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства русские художники, архитекторы и скульпторы, сколько их было в Риме, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»
Памятник знаменитому художнику на его родине в деревне Нежново установлен 24 марта 2017 года. Его авторы — члены Союза художников, выпускники Академии художеств имени И. Е. Репина Дмитрий Щербаков и Сергей Сергеев.
О. Кипренский — первый по времени выдающийся русский портретист XIX века. Его кисти принадлежит «Портрет А. К. Швальбе» (1804), которым он дебютировал как портретист. В Италии работу приняли за творение Рембрандта. В 1809 году Кипренский создаёт «Портрет Е. В. Давыдова».
Наиболее известные произведения — портрет мальчика А. А. Челищева (1810—1811), портреты супругов Ростопчиных (1809) и Хвостовых (1814), хранящиеся в Третьяковской галерее, а также автопортрет (1808), изображения поэтов К. Н. Батюшкова (1815) в коллекции музея Института русской литературы Российской академии наук (Санкт-Петербург), В. А. Жуковского (1816).
В 1827 году О. А. Кипренским по заказу А. А. Дельвига был выполнен портрет А. С. Пушкина (весной того же года Пушкин стал моделью В. Тропинина). Кипренский решил всю прелесть пушкинской поэзии вложить в его глаза и пальцы. Глазам художник сообщил почти недоступную человеку чистоту, блеск и спокойствие, а пальцам поэта придал нервическую тонкость и силу.
Герои Кипренского не вымышленные, а живые реальные люди- его современники. И самым важным предметом исследования и воплощения для художника становится душа человека, его подвижный переменчивый внутренний мир.