Breadcrumbs


Платные услуги

Форма обратной связи


Методическая деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Методическая деятельность

 

Владимир Теодорович Спиваков

Родился 12 сентября 1944 года – 75 лет.

Владимир Спиваков — выдающийся российский музыкант, скрипач-виртуоз, дирижер и руководитель двух оркестров, создатель Международного благотворительного фонда. Его считают одним из самых знаменитых популяризаторов классики, музыканты благодарят его за то, что вернул им человеческое достоинство. Сам же Владимир мечтает о том, о чем когда-то писал Осип Мандельштам — «стать пожизненным другом всех живущих».

Родился Владимир в Уфе 12 сентября 1944 года. Мать музыканта Екатерина Осиповна Вайнтрауб, по национальности еврейка, была талантливой пианисткой. До войны она училась в Ленинградской консерватории, концертировала, пережила блокаду, затем эвакуировалась к мужу в Башкирию. Теодор Владимирович, по профессии инженер-технолог, был демобилизован с фронта из-за тяжелого ранения. После войны все семейство вернулось в Ленинград, к прежней жизни. В то время Спиваковы жили в коммунальных квартирах, постоянно переезжая. Довелось им жить и рядом с Никольским собором. Именно там мальчика крестили (его тайком отвела в церковь соседка по коммуналке). С младенчества Володя был окружен музыкой. Классические произведения играла сыну мать. Первоначально родители видели наследника в будущем виолончелистом, но тяжелый инструмент доставлял маленькому, физически слабому 6-летнему ребенку много хлопот. Тогда Владимиру предложили выбрать скрипку.

фотография 1

           Первые годы учеба давалась юному музыканту тяжело. Чудо произошло, когда маленький скрипач впервые услышал мелодию Чайковского и сыграл ее на одной струне, после чего педагог сменил гнев на милость. В 1955 году Володю отдали в музыкальную школу при Ленинградской консерватории, где мальчик произвел впечатление на своих учителей Л. М. Сигал и В. И. Шера врожденным талантом. В музыкальной школе Спиваков познакомился с Соломоном Волковым, будущим музыкальным критиком. Кстати, в 2014 году вышла книга Волкова «Диалоги с Владимиром Спиваковым», приуроченная к его 70-летнему юбилею.

Одновременно Владимир учился и в обычной средней школе, при этом местные хулиганы частенько били его за компанию с другими ребятами-евреями. Тогда мальчик записался на секцию бокса (к слову, он даже получил 2-й разряд), чтобы постоять за себя. 

фотография 2

Эти навыки ему пригодились и в дальнейшем. В 1977 году в знаменитом концертном зале Карнеги Холл Владимира Спивакова атаковали прямо на сцене. Во время концерта какой-то молодой человек с десятого ряда выбегает на сцену и бросает Спивакову прямо в солнечное сплетение трехкилограммовую пластмассовую банку. В первый момент музыкант подумал, что его хотят убить. Его согнуло пополам, но он продолжал из последних сил играть. Затем, имея наметанный глаз как художник, Владимир заметил на скрипке каплю красной краски. В сознании все прояснилось, он понял, что его не намеривались убить, и дал себе внутренний приказ доиграть до конца. Постепенно выравнивая дыхание и разгибаясь, Владимир Спиваков концерт доиграл до конца, полностью выпрямившись. Последняя нота ре зазвучала на фортиссимо. Видя такое мужество музыканта, весь зал встал и кричал «браво». Об этом случае написал известный писатель Сергей Довлатов в своем ироничном рассказе «Соло на ундервуде». Когда Спиваков рассказал об этом случае другу детства и писателю Соломону Волкову, тот, в свою очередь, выразил желание, чтобы его другу за мужество дали звание заслуженного артиста. На что Спиваков сказал, что лучше бы ему дали звание заслуженного мастера спорта.

В 13 лет Спиваков стал лауреатом ленинградского конкурса «Белые ночи» среди юных музыкантов, а чуть позже дебютировал на сцене Ленинградской консерватории. Владимира заметили московские педагоги и, не окончив школу в Ленинграде, будущий знаменитый дирижер перебрался в Москву, где и посещал спецшколу при МГК, живя в интернате. Володю увлекала, помимо музыки, живопись, но желание выходить на сцену пересилило тягу к художественному ремеслу. Вся его дальнейшая биография была связана только с музыкой.

В 1963 году Спиваков поступил в консерваторию на курс Юрия Янкелевича, а в 1970-м молодой человек стал его аспирантом. Педагог подарил талантливому ученику скрипку работы Франческо Гобетти. Еще будучи студентом, Владимир Теодорович выступал на разнообразных международных конкурсах, стал лауреатом мероприятий в Париже и Генуе. Во многом ему помогли уроки, которые начинающий скрипач брал у знаменитого Давида Ойстраха.

Профессиональная концертная деятельность Спивакова на родине началась в 1975 году, а вскоре он начал покорять и зарубежные площадки. Дебютным для нашего сегодняшнего героя стало выступление в нью-йоркском Линкольн-центре. После этого было долгое турне по городам Америки, в течение которого молодой музыкант получил множество восторженных отзывов, а также стал настоящей звездой классической сцены. Его начали приглашать лучшие оркестры мира и подобным шансом скрипач воспользовался сполна. В разные годы он появлялся на сцене с оркестрами Санкт-Петербурга, Москвы, Берлина, Вены, Нью-Йорка, Лондона, Парижа и многих других городов. В качестве скрипача наш музыкант стал очень популярен. Однако в какой-то момент Владимир Спиваков почувствовал, что способен на большее. Сократив интенсивность выступлений Владимир Теодорович начал учиться дирижерскому искусству. Перед тем как создать камерный оркестр «Виртуозы Москвы» Владимир Спиваков долго готовился и много работал. Он обучался дирижерскому мастерству у прославленного профессора Израиля Гусмана и великих дирижеров Лорина Маазеля и Леонарда Бернстайна в США. Последний, кстати, подарил Спивакову свою дирижерскую палочку. С этим подарком маэстро Спиваков не расстается по сей день и хранит ее как реликвию.

В 1979 году Спиваков основал коллектив «Виртуозы Москвы», куда попали исключительно именитые музыканты, талантливые исполнители. Тогда же Владимир дебютировал в качестве симфонического дирижера с Чикагским оркестром. И уже скоро предстал перед восторженными зрителями в принципиально новом амплуа. Как признался сам музыкант, его профессиональному становлению в новом качестве помог опыт работы с такими известными дирижерами как: Евгений Светланов, М.Ростропович, Рикардо.Мути, Евгений Мравинский, Юрий Темирканов, Клаудио Аббадо и другие.

В 1979 г. В.Спиваков собрал группу единомышленников и профессиональных музыкантов, вместе с которой в последствии начал гастролировать по городам Европы и Америки. Стоит отметить, что Владимир Теодорович по сей день работает с ними в качестве дирижера и художественного руководителя. 

Фотография 3

До 1997 года он играл на скрипке работы венецианского мастера Франческо Гобетти. Ее подарил талантливому ученику профессор Янкелевич (он учился в его классе в Московской консерватории). С ней он сделал свою музыкальную карьеру. У инструмента была изъян - деревянная вклейка на груди. Мастера говорили, что она вообще не должна играть. Но друг Спивакова, мастер из Питера, сказал ему: «Вова, с тобой хорошо продавать скрипки - любая кастрюля через три минуты начинает звучать».

Тем не менее, Спиваков мечтал о Страдивари. Ему предлагали играть на инструменте из Государственной коллекции, но он отказался: скрипка должна жить с музыкантом, принадлежать ему. Однажды скрипичный торговец Эдуард привез «ее». Парижский скрипичный мастер Этьен Ватло, подтвердил, что это работа Страдивари 1712 или 1713-го года. Но было одно «но» - инструмент стоил 2,5 миллиона долларов. Деньги нашли Сати и импресарио Мишель Глотц. Их дали меценаты. Адвокаты оформили так называемое society — общество, в которое входят семьи меценатов. По условиям контракта они имеют равные доли. Скрипку передали Спивакову в пожизненное пользование. Когда инструмент вернется к владельцам, их наследники поделят ее стоимость. Свою скрипку Спиваков ласково называет "Любаша", и признается, что ему часто снятся кошмары, что он теряет ее, забывает где-то, нечаянно садится на нее или рвет все струны.

Спиваков является учредителем Московского международного фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…», членом жюри многих международных конкурсов и фестивалей, активно занимается благотворительностью и поддержкой юных дарований. В 1994 году основал Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова.

Спиваков говорит, что идея создать благотворительный фонд у него появилась во время прогулки в парке с дочкой Аней, только начавшей ходить, в тот момент, когда она вложила в его ладонь свою детскую ручонку. Это был май 1994г. Сегодня Фонд Владимира Спивакова помогает сиротам, больным детям, покупает инструменты талантливым ребятам, назначает стипендии и гранты. За время его существования 3500 детей получили материальную и гуманитарную помощь. Его стипендиатами стали больше 800 человек. 220 музыкальных инструментов купили для талантливых начинающих музыкантов. «Виртуозы Москвы» дали больше 2500 благотворительных концертов. На деньги Фонда провели медицинское обследование больше 150 человек, сделали около 100 сложных хирургических операций.

Как-то раз Владимир с оркестром был на гастролях в Сингапуре. Зал, в котором играл его оркестр, был уникальный. На репетиции к нему подошел человек с маленьким аппаратиком и начал спрашивать, какая акустика для вечернего концерта ему больше нравится, потом нажал несколько кнопочек на аппаратике, который держал в руках, и нужную акустику. После этого Владимир глубоко задумался, а вернувшись домой, постарался сделать все, чтобы в Москве тоже появился концертный зал с такими же техническими возможностями. Так, 7 сентября 2000 г. началось строительство Московского Международного Дома Музыки, а в 2002г. 26 декабря состоялось открытие. Дом Музыки стал знаковым местом и новым символом Москвы. В Доме Музыки три зала: Светлановский, Камерный и Театральный, а также сцена летнего кафе- музыкальная терраса. По сути, это четвертая площадка центра. В этих залах ежедневно проходят выступления российский и зарубежных симфонических оркестров, камерных ансамблей, солистов-инструменталистов, артистов оперы и балета, театральных, джазовых, эстрадных и фольклорных коллективов, международные форумы и фестивали, творческие вечера и презентации, праздничные шоу и конференции. В. Спиваков приглашает в дом музыки с концертами Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррераса. Сегодня в этот зал афиша составляется на полтора года вперед- желающих выступать здесь много. Владимир Спиваков взращивает свою будущую аудиторию. У него более 30% процентов афиши ориентирована на детей. Раскупаются эти абонементы в первую очередь. И на гастролях по России почти в каждом городе, на концерте, в первых рядах сидят ребятишки – нарядные и веселые. Как-то он спросил: «А вы кто?», - ему ответили: «Мы дети вашего фонда!». Через фонд В. Спивакова прошло более 20 тыс. детей со всей страны. Его специалисты ездят по городам, проводят прослушивания. Тем талантливым ребятишкам, у семей которых нет денег на то, чтобы полноценно заниматься музыкой, он помогает: инструменты им покупаем, и посылаем на мастер-классы, и даем возможность играть с лучшими оркестрами (чего на том же Западе начинающие музыканты лишены). Он не только публику растит, но и растит тех, кто будет играть в Доме Музыки. Это дальновидная политика. В.Спиваков говорит: «Жизнь течет между двумя полюсами - интерес и идея. Интересы побеждают, но на краткое время. А идеи работают на долгосрочную перспективу. Вот и наш Дом Музыки, наш фонд — это идея, а не интерес. Я болею за свое дело и делаю все для того, чтобы здесь было лучше».

Концертмейстер МБУДО ДШИ ст.Ессентукской

Куприна С.Ю.

 

Сафоновские чтения

 

«Не забывай делать невозможное,

чтобы достигнуть возможного»

Антон Рубинштейн

91967dc1626648ca8f458d5b8626e5c9

       27 ноября 2019г. преподаватели  фортепианного отделения МБУДО ДШИ ст.Ессентукской приняли участие в X юбилейной Научно-методические конференции для преподавателей ДШИ и ДМШ, которую традиционно каждый год проводит Ставропольский краевой музыкальный колледж им. В.И.Сафонова.

Слушателям были представлены интересные доклады и методические сообщения преподавателей колледжа о педагогическом и исполнительском мастерстве выдающегося русского композитора, пианиста, дирижера, музыкального педагога - Антона Григорьевича Рубинштейна. Творческая встреча педагогического сообщества была посвящена личности великого музыкального деятеля в связи с празднованием 28 ноября 190-летия со дня его рождения.

       Антон Григорьевич Рубинштейн важен для нас как   основоположник профессионального музыкального образования в России - его усилиями была открыта в 1862 году в Петербурге первая русская консерватория. А так же как просветитель, основной целью которого было воспитание публики и формирование моды на серьезную музыку посредствам организации в 1859 «Русского музыкального общества».

       На конференции особенно была отмечена роль Рубинштейна в качестве

замечательного педагога, среди его учеников ― Пётр Ильич Чайковский. Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать активную исполнительскую, композиторскую, педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность. Ряд созданных произведений Антоном Григорьевичем Рубинштейном заняли почётное место среди классических образцов русского музыкального искусства.

       Концертная программа  для участников конференции включала в себя демонстрацию исполнительского мастерства  студентов и преподавателей фортепианного отделения СКМК им.В.И. Сафонова, в том числе и выпускником нашей школы Арутюновым Юрием, учащимся преподавателя колледжа  Вальковской Аллы Константиновны. Прозвучали как произведения Антона Григорьевича Рубинштейна, так и других великих композиторов классиков.

      Для совершенствования  методики преподавания игры на фортепиано для слушателей были проведены открытые уроки и  мастер-классы преподавателей фортепианного отделения СКМК им.В.И. Сафонова с учащимися музыкальных школ региона.

Концертмейстер МБУДО ДШИ ст.Ессентукской

Швидунова С.П.

 

Концерт и мастер- класс Ю. В. Шишкина -лауреата всероссийских и международных конкурсов, доцента РГК им. С. В. Рахманинова

Шишкин Юрий Васильевич

15 ноября преподаватель отделения народных инструментов МБУДО ДШИ ст. Ессентукской Кулешова Н. И. побывала на   творческой встрече и концерте   Юрия Васильевича Шишкина, которая состоялась в СКМК им. В. И. Сафонова.

«Юрий Васильевич Шишкин -признанный, выдающийся советский и российский музыкант, один из лучших баянистов современности. Активно участвует в развитии баянного исполнительства в мире. Искусство Юрия Шишкина отличает высокое мастерство, создание образной масштабной партитуры произведения, владение музыкальной живописью и блестящая техника. Творческий портрет музыканта дополняет его страсть к музыке, поиск новых приемов игры и средств выразительности, темперамент и артистизм.

Юрий Шишкин является на сегодняшний день одним из самых востребованных музыкантов, играет около 100 концертов в год. Впечатляет не только география его гастролей, куда входят страны и континенты, но и уровень исполнения его программ. Он является организатором многих фестивалей, проводит мастер-классы, бесплатные концерты, а также принимает участие в международных творческих школах и в жюри конкурсов». Так написано о выдающемся музыканте в википедии.

Встречи с Ю. В. Шишкиным на протяжении многих лет традиционно проходят в колледже и других музыкальных учебных заведениях края, в концертных залах на КМВ.

В очередной раз были покорены прекрасным выступлением выдающегося мастера многочисленные зрители, собравшиеся в концертном зале Ставропольского краевого музыкального колледжа им В. И. Сафонова, где в теплой, творческой, дружественной обстановке прошла встреча с музыкантом. Юрий Васильевич Шишкин поделился своими творческими планами, ответил на вопросы преподавателей и студентов.

Завершилась встреча  концертом, который Ю. В. Шишкин провел традиционно, предваряя исполнение каждого нового произведения кратким рассказом о композиторе, жанре и времени написания данного произведения. Слушателям в этот раз была представлена новая программа, в которой прозвучали классические произведения, исполнялись сочинения современных композиторов, в том числе и ростовских, произведения которых традиционно пропагандирует выдающийся музыкант и исполнитель -выпускник Ростовский консерватории. В зале долго звучали аплодисменты восторженных слушателей, в очередной раз покоренных незабываемой великолепнейшей игрой замечательного музыканта.

                                                                  Преподаватель отделения народных инструментов

Кулешова Н. И.

 

Курсы повышения квалификации в г.Пятигорске.

IMG 20191101 WA0009

      28 октября - 01 ноября 2019г. в г. Пятигорск, на базе Северо-Кавказского института - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, в рамках реализации федерального проекта «Творческие люди» Национального проекта «Культура», прошли курсы повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры.

Преподаватель по классу «Сольное пение» МБУДО ДШИ ст.Ессентукской Чеботаева Ольга Владимировна прошла обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе «Современные методики эстрадно-джазового вокала, проблемы преподавания и исполнительства: от теории к практике».

 

      В процессе обучения были получены знания в области современных методик эстрадно-джазового вокала, раскрыты проблемы преподавания и исполнительства (от теории к практике). Также говорилось о роли джазовых стилей в формировании принципов и эстетики джазового вокала. Слушатели овладели практическими навыками джазовой импровизации. Был пройден комплекс специфических тренингов для развития образного мышления эстрадного певца, сценическая подготовка и принципы актёрского мастерства при постановке эстрадного номера.

Курс лекций провели преподаватели:

Дегтярева Наталья Михайловна, доцент, заведующая кафедрой эстрадно-джазового пения ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры», лауреат международных конкурсов.

Семенченко Елена Васильевна, доцент кафедры эстрадно-джазового пения ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры», лауреат международных конкурсов.

Обучение слушателей осуществлялось за счёт средств федерального бюджета.

IMG 20191101 WA0007

       По окончании обучения были выданы удостоверения о повышении квалификации Краснодарского государственного института культуры.

Преподаватель по классу «Сольное пение»

МБУДО ДШИ ст.Ессентукской

Чеботаева О.В.

 

 

 

Мастер-класс для преподавателей детских художественных школ и школ искусств Ставропольского края

 

академический тональный рисунок2

       19 октября 2019 года в Детской художественной школе города Ставрополя в рамках юбилейных мероприятий, посвящённых её 55-летию, состоялся День открытых дверей для преподавателей и директоров. Программой было предусмотрено несколько параллелей мастер-классов, которые преподавали настоящие профессионалы, преподаватели высшей категории.

       Преподаватели МБУДО ДШИ ст. Ессентукской – Курьянова Анастасия Андреевна и Кулецкая Татьяна Александровна приняли активное участие в разных параллелях мастер-классов.

       Мастер-класс по теме: «Методика работы по предпрофессиональной программе «Живопись»: «Рисунок натюрморта», проводила Петросян Людмила Викторовна. Здесь обсуждались нюансы постановки натюрморта, говорилось о правильном подборе материалов, а также речь шла о методике обучения академическому тональному рисунку. Кроме получения теоретических знаний, была предусмотрена и практическая часть, что сделало данное мероприятие ещё полезней и интересней. В этом замечательном мастер-классе приняла участие Курьянова Анастасия Андреевна.

       Также, Анастасия Андреевна была активной участницей в мастер-класса по теме: «Методика работы по предпрофессиональной программе «Декоративно-прикладное творчество» «Формальная композиция как основа обучения декоративной композиции», которые провел Нефедов Игорь Александрович. Здесь было сделано ударение на методику подготовки обучающихся к дипломному проекту по программе «Декоративно-прикладное творчество».

академический тональный рисунок

       Следующим этапом для Анастасии Андреевны стал мастер-класс по темам: «Формальная композиция- «Силуэт в изобразительном искусстве»», преподаватель Мартынова София Андреевна. Участникам мастер-класса рассказывалось об использовании силуэта в декоративной композиции, построении ритмичной композиции на его основе, а также было практическое задание на создание композиции из цветной бумаги. Курьянова Анастасия Андреевна в результате этого занятия создала творческую композицию «Лесные жители».

       Кулецкая Татьяна Александровна заинтересовалась методикой работы по предпрофессиональной программе «Живопись»: «Станковая композиция». Эту дисциплину преподавала Романова Наталья Георгиевна, которая рассказала о методике подготовки учащихся к выпускной дипломной работе.

       Также, Татьяна Александровна заинтересовалась методикой работы над объёмно-пространственной композицией по представлению. Дисциплина: «Архитектурный рисунок». Здесь с участниками беседовала Мазанюк Светлана Михайловна. Речь шла о профориентационной работе с учащимися, а также были показаны примеры заданий вступительных экзаменов.

ход занятия

       Среди третьей параллели мастер-классов Татьяна Александровна выбрала темы «Современные методики работы цветными карандашами». Дмитриева Галина Александровна, преподаватель данной отрасли изобразительного искусства, поделилась с участниками техническими приёмами и возможностями работы цветными карандашами в системе дополнительного образования в старших классах.

       Преподаватели МБУДО ДШИ ст. Ессентукской с большим удовольствием посетили организованные мероприятия, хорошее впечатление оставили о себе насыщенные информацией мастер-классы. И, конечно же, кроме хороших впечатлений, преподавателями были получены важные знания и опыт.

Преподаватель отделения изобразительного искусства

Недогреева М.В.