Яндекс.Метрика


Платные услуги

Анкетирование

Форма обратной связи


Инфоповод

001 4

 

      Предгорный район

Районный фестиваль детского творчества «Арлекин»

учащихся ДШИ и ДМШ Предгорного района Ставропольского края,

посвященный Году театра в России

   

     2 марта  2019 года в ст. Ессентукской Предгорного муниципального района муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» станицы Ессентукской проводит районный фестиваль детского творчества «Арлекин» учащихся ДШИ и ДМШ Предгорного района Ставропольского края, посвященный Году театра в России.

    В фестивале примут  участие более 70 учащихся  от 5 до 17 лет ДШИ и ДМШ  Предгорного муниципального района. В фестивале выступят лучшие солисты и творческие коллективы в жанрах: мюзикл, опера, оперетта, балет.

Прозвучит музыка к известным драматическим и кукольным спектаклям.

    Инструментальное исполнительство, вокальное искусство (сольное и хоровое), хореографическое мастерство учащихся отделения хореографии привлечет любителей  театра и раскроет всю многогранность и важность музыки в театральных действах.

    Фестиваль проводится в целях популяризация театрального искусства, творческого общение учащихся школ района, пропаганды классической и  современной музыки.

ДАТА: 02 МАРТА

МЕСТО: Предгорный район, ст. Ессентукская, ул.  Гагарина 52, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» станицы Ессентукской.

НЬЮСМЕЙКЕРЫ: директор муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» станицы Ессентукской Швидунова Татьяна Павловна

КОНТАКТЫ: заместитель директора МБУДО ДШИ ст.Ессентукской Дегтярева Елена Петровна,(887961)5-06-83

 

 

001 3

Предгорный район

Районный отборочный конкурс  

среди учащихся  ДШИ и ДМШ Предгорного района

в рамках проведения в 2019 г.

XVI Международного конкурса имени П.И.Чайковского (I этап)

 

   16 февраля  2019 года в ст. Ессентукской Предгорного муниципального района муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» станицы Ессентукской проводит районный отборочный конкурс  среди учащихся ДШИ и ДМШ Предгорного района в рамках проведения в 2019 г. XVI Международного конкурса имени П.И.Чайковского (I этап).

    В конкурсе  выступят учащиеся от 5 до 15 лет по специальностям «фортепиано», «скрипка», «виолончель», «вокал», «духовые инструменты».

В программы выступления юных музыкантов будут включены произведения русских и российских композиторов, народные песни. Особым  вниманием будут отмечены лучшие исполнения произведений Петра Ильича Чайковского.

    По итогам конкурса жюри определит победителей в количестве не более 5 человек, по одному победителю в каждой номинации (фортепиано, скрипка, виолончель, сольное пение, духовые инструменты). Победители районного  этапа будут направлены для участия во II (краевом) этапе XVI Международного конкурса имени    П.И. Чайковского, который  состоится 15 марта 2019г. в ГБПОУ СК «Ставропольский краевой колледж искусств».

   Конкурс поможет выявить наиболее одаренных детей, создать благоприятные  условия  для дальнейшего развития творческих способностей учащихся ДШИ и ДМШ Предгорного района.

ДАТА: 16 ФЕВРАЛЯ

МЕСТО: Предгорный район, ст. Ессентукская, ул.  Гагарина 52, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» станицы Ессентукской.

НЬЮСМЕЙКЕРЫ: директор муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» станицы Ессентукской Швидунова Татьяна Павловна

КОНТАКТЫ: заместитель директора МБУДО ДШИ ст.Ессентукской Дегтярева Елена Петровна,(887961)5-06-83

 

 

 

001 2

 

Искусство в начале пути

        «Искусство в начале пути» - именно так называется преподавательская выставка в детской школе искусств станицы Ессентукской. В ней приняли участи преподаватели отделения изобразительного искусства, Недогреева Милана Валерьевна, Курьянова Анастасия Андреевна и Галушка Светлана Владимировна.

        История живописи - бесконечная цепочка, начавшаяся с самых первых сделанных картин. Каждый стиль вырастает из стилей, которые были перед ним. Каждый великий художник добавляет что-то к достижениям более ранних художников и влияет на творчество более поздних. Так и каждый из преподавателей отличается своим стилем и техникой исполнения работ. Каждая картина по-своему уникальна и неповторима.

        Мы можем наслаждаться живописью за ее красоту. Ее линии, формы и цвета могут нравиться нашим чувствам и задерживаться в наших воспоминаниях. Предлагаем и вам взглянуть на эти яркие картины.

        Недогреева Милана работает в технике масло, ее работы отлично передают объем предметов, их цвет и уникальную форму, настроение постановки.

недогреева. букет хризтем

       Так картина «Букет хризантем» отображает все богатство осенних даров, передает осеннее теплое и солнечное настроение. Уникальность работ Миланы заключается в том, что с помощью цвета она достигает уюта в своих работах.

недогреева. краота музыки

        В картине «Красота музыки» мы видим отражение душевного спокойствия, и ее отношение к обычным музыкальным инструментам.

недогреева. парусник на закате

      Работа «Парусник на закате» выполнялась целых три года, в течение которых художница постоянно вела поиски цветовых решений. Эта работа наполнена чистыми и яркими красками, что делает ее оригинальной и неповторимой. Парусник плывет на нас, словно возвращаясь из долгого путешествия.

недогреева. дворец Эмира Бухарского

       «Дворец Эмира Бухарского» масляная живопись, на ее создание Милану вдохновило величественное строение замка, и его печальная история. Дворец расположен в городе Железноводск, его строили в течение 5лет, но сам Эмир так и не жил в нем, а передал его «Человеколюбивому обществу императрицы Марии Федоровны», в память 300-летия царствования дома Романовых. Картина наполнена солнечным светом, и выполнена все в тех же чистых и ярких тонах.

       Курьянова Анастасия отличный портретист, хорошо работает в техниках пастель и темпера. Ее работы отличаются удивительной глубиной и насыщенностью красок. Ее картины выделяются на фоне остальных работ.

курьянова. Ожившая фантазия

       Например, картина «Ожившая фантазия» показывает нам всю глубину внутреннего мира творческой личности. На этой картине мы видим девушку на пленэре, в уютной обстановке, с ярим пледом на плечах, рядом с которой сидит величественный синий тигр. Работа наполнена множеством мелких, но значимых деталей. Если присмотреться к траве, можно увидеть пенал с отлично проработанными художественными кистями.

курьянова. Снежный барс

     В работе «Снежный барс» Анастасия смогла передать всю величественность породы «кошачьих». Взгляд животного говорит о его спокойствие и внутренней гармонии. При работе с темперой, Настя смогла показать фактуру мягкой шерсти. Это редкое животное, которое своей силой и грациозностью вдохновило художницу на создание этой картины.

курьянова.тотемный дух

     В выставке представлено несколько портретов, один портрет выполнен в технике пастель, а второй написан карандашами разной твердости. В них Анастасия смогла передать эмоции, характер, и индивидуальные особенности моделей.

Курьянова. мечтателльный взгляд

      Портрет «Мечтательный взгляд» выполнен в технике пастель. На картине мы видим девушку смотрящую далеко вперед, на лице улыбка, говорящая о том, что модель думает о чем-то приятном. Портрет выполнен в чистых цветах, с ярким освещением.

     Галушка Светлана чаще всего работает в технике акварель и иногда темпера.

Галушка. Танцовщица

     Например, в работе «Танцовщица», выполненной в технике акварель, мы видим отличную игру света-тени. Эта работа буквально сияет, а присмотревшись поближе можно увидеть множество мелких деталей, которые украшают платье девушки. В волосах можно разглядеть сложное золотое украшение, которое гармонирует в комплекте с украшениями на теле танцовщицы. Издалека картина выглядит целостно и гармонично.

     Так же в выставке представлены два натюрморта в бытовом жанре, один из которых выполнен акварелью, а другой карандашом. Акварельный натюрморт выполнен в мрачных тонах, но с отлично передачей цвето-тени, и что немаловажно с передачей объема предметов.

галушка. Бытовой натюрморт

     Светлана представила два портрета в техниках карандаш и темпера.

Галушка. Портрет

     В темперном портрете мы видим девушку сидящей на темном фоне. На голове девушки берет, а внимание зрителей акцентируется на ярко красном шарфике. В карандашном портрете мы видим голову греческой богини Геры в пространстве. На работе видно линии построения, и отличную проработку свето-тени. Портрет полностью повторяет оригинал

.галушка. Богиня Гера

        Помимо умения писать картины, наши преподаватели владеют навыками работы со скульптурой.

Курьянова. Символ кавказа

       Скульптура Анастасии «Символ Кавказа» это соединение умения работать с живописью и работы по дереву. Белочка из дерева держит мольберт, на котором стоит прекрасная живопись. Пейзаж с символом Кавказских минеральных вод Эльбрусом.

Недогреева. Юный художник  недогреева. Юный художник2

 

       Скульптура Миланы «Южный художник» делалась с натуры. Девочка, ученица пишет горный пейзаж. На картине мы видим уютный деревянный домик, рядом с живописной рекой. На заднем плане величественно возвышаются горы. Любовь к деталям выражается во всей скульптуре Миланы. Юная художница одета в небесно-голубое платье, с кружевным воротником. В руках у девочки тонкая кисть, которой она якобы пишет пейзаж.

Пусть стремление к красоте и далее спасает мир и учит малым и великим таинствам Искусства…

Календарь. Моцарт

К 300-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

ЛЕОПОЛЬДА МОЦАРТА (1719-1787)

118059169 leben 05b kindheit salzburg klein c42ffe79 f167

         Леопольд Моцарт вошел в историю как отец, учитель и импресарио гениального сына – Вольфганга Амадея Моцарта. Однако право Леопольда Моцарта на собственное место в искусстве тоже неоспоримо, пусть даже это место находится не в первом ряду великих мастеров. Плодовитый композитор, искусный скрипач, выдающийся педагог – он был интересной и многогранной творческой личностью.

         Иоганн Георг Леопольд родился 14 ноября 1719 года; его отец был переплетчиком и не имел отношения к музыке, но понимал важность хорошего образования. Леопольд учился в иезуитской гимназии, а затем в Зальцбургском университете, где в 1738 году получил степень бакалавра философии. Он хорошо освоил латынь, был очень начитан, разбирался в юриспруденции. Но его страстью была музыка, в которой достичь карьерных высот оказалось отнюдь не просто. В 1747 году он стал «придворным композитором камерной музыки», что означало заметное продвижение вверх.

         Самым заметным достижением Леопольда Моцарта было издание им в 1756 году объемистого трактата «Versuch einer gründlichen Violinschule» – «Опыт основательной школы игры на скрипке» (в колоритном русском переводе 1804 года – «Основательное скрипичное училище», а в переводе наших дней – «Фундаментальная школа скрипичной игры»). Принципы, изложенные в трактате Леопольда Моцарта, оставались актуальными при обучении скрипачей не только в XVIII веке, но и в начале XIX, а в наше время этот трактат стал необходимым всем, кто изучает старинную музыку, будь то исполнители или музыковеды.

         Леопольд, как и его современники, требовал от исполнителя-­скрипача не одной лишь виртуозности. Он много писал о выразительной игре, объясняя специфику темповых обозначений, характер ладов и тональностей, тонкости ансамблевого исполнительства. Скромная простота, соблюдение меры, признание эстетических границ между жанрами – таково музыкальное кредо Леопольда Моцарта, отвечавшее устремлениям классической эпохи.

         Леопольд Моцарт был весьма успешным композитором. Он писал музыкальные произведения различных форм: оратории, серенады, концерты для различных инструментов. Но нам, жителям 21 века, более всего симпатична и известна его так называемая легкая музыка. Некоторые его произведения называют даже музыкальными пародиями или же скетчами.

862kG5PAcSaOI0CNWWrgsCuays0EQLi7EPzw8oI8eD5J5uMZcIodsz M03PQFic 589ejDNyIlsuWipknGf N7yfflvqwYjaiwr7w2raOU JsOp07xdM6pLmAtL3OAuhKhuKeijVHrFv8hn6nV24kQ

         Что есть скетч? В буквальном переводе с английского это слово означает «эскиз, зарисовка». В 19 и начале 20 века этим термином называли короткую самодостаточную пьесу. Поэтому некоторые современные музыкальные исследователи называют скетчами короткие произведения Леопольда Моцарта, имеющие шуточный характер, в которых он выходит за рамки этикета и предлагает нечто необычное, вроде натуралистических шумовых эффектов. В дивертисменте «Музыкальное катание на санях» используются звуки бубенцов и ударов хлыста (в гораздо более поэтичном виде эти рождественские бубенцы возникнут много лет спустя в Четвертой симфонии Густава Малера); в дивертисменте «Крестьянская свадьба» слышны крики пирующих, звуки деревенских волынок и выстрелы из пистолета (стрельба по мишеням была любимой забавой в семье Моцарта), а в «Охотничьей симфонии», помимо четырех солирующих валторн, изображающих компанию охотников, в первой части имитируется лай своры гончих.

         В 1759 году Леопольд Моцарт создал рукописный сборник легких фортепианных пьес. Авторство большинства пьес неизвестно, однако в ту же тетрадь Леопольд записал и первые сочинения своего гениального сына Вольфганга, тщательно фиксируя даты их создания. Некоторые легкие пьески из этой тетради до сих пор входят в педагогический репертуар, и учителя, несомненно, рассказывают юным пианистам, что, кроме Вольфганга Амадея, был и другой Моцарт – его отец Леопольд: музыкант, достойный того, чтобы о нем знали и помнили.

         Но самым главным произведением композитора Леопольда Моцарта, его Magnum Opus — стал сын.

         Что можно сказать об отце, который не пустил сына в школу, и потому малыш никогда не общался со сверстниками, не бегал с друзьями по улицам, не играл с ними в догонялки, прятки и камушки, не валял дурака, не возвращался с уроков, весь закиданный снежками, в милый теплый дом? Но у ребенка был веселый и общительный характер, он нисколько не чувствовал себя обделенным и любил отца самозабвенно. «После Бога только папа», говорил маленький Вольфганг, — именно за то, что тот обязал его работать, ибо ничего больше в жизни он не хотел так, как этого труда.

         Отец буквально не сводил глаз с сына. Он внимал, не дыша, каждому его движению, слову, шуткам или слезам. Не отдав сына в школу, он сам взялся преподавать ему арифметику, чтение и письмо. До конца своих дней мальчик сохранил забавное пренебрежение к правилам орфографии. Географию Европы этот ребенок выучил не перелистыванием атласов, но созерцанием самых разных ландшафтов, трясясь по ухабистым дорогам на жестких рессорах почтовых карет.

         Как и когда Леопольд Моцарт стал замечать, обучая музыке десятки других людей, маленьких и взрослых, занимаясь с собственной необычайно талантливой старшей дочерью, что его младший ребенок приспособлен к музыке гораздо в большей степени, чем сотни встречавшихся ему за жизнь музыкантов? Тогда ли, когда младенец покачивал головой в такт звону колоколов или застывал на месте, услышав пение малиновки? Когда ритмично постукивал пальчиками по подоконнику, самозабвенно внимая шуму дождя? Когда замирал, упиваясь тиканьем часов? Когда по плеску воды и звяканью кухонных тарелок безошибочно определял, кто именно моет посуду, и рыдал, если с какофонным грохотом, с варварским неблагозвучием разбивалось блюдо?

         Какой проницательностью и верой надо было обладать, чтобы, заметив в собственном, едва научившемся ходить карапузе признаки необычной увлеченности и заинтересованности музыкой, определить, что это — нечто большее, чем просто тяга ребенка к несложным песенкам и приятному щебетанию домашнего клавесина?

         Какое, наконец, вдохновенное чутье надо было иметь, чтобы расслышать и узнать божий голос в мурлыкании подпевавшего скрипке мальчика? Как всерьез надо было задуматься над любовью к музыке малыша, который в день, когда ему впервые сменили платьице на панталоны, скрылся от гостей, ушел в музыкальную комнату и, не видя клавиш из-за малого роста, на ощупь стал подбирать терции?

         Демонстрируя феноменально одаренного сына перед влиятельнейшими меценатами Европы, он с горечью сознавал, что публика платит не за высокое искусство, которого она не в силах распознать, а за развлечение и фокусы, и именно потому, что их исполняет ребенок. Судя по письмам к друзьям в Зальцбург, ему самому часто были тошны трюки, которые он заставлял сына проделывать на всех подмостках Европы; вся эта игра с завязанными глазами спиной к клавиатуре, закрытой полотенцем... Ведь он-то как никто знал и понимал, какой невероятный, редчайший талант живет в мальчике. Могли ли это оценить маркграфы и курфюрсты, вполуха слушавшие маленьких Моцартов, отдыхая после охоты перед игрой в трик-трак? Музицировали и почитали себя профессорами в гармонии тогда практически все. Через какие толпы важных особ продирался несгибаемый и упорный Леопольд, чтобы добиться аудиенции на самом верху, у императоров и архиепископов, которые в итоге могли обнаружить иные модные предпочтения! Сколько обязательных фокусов надо было продемонстрировать Вольфгангу, чтобы из сотен и тысяч, его выслушавших, попался наконец один понимающий. И как сказал Й.Гайдн: «Кто знает, появился бы на свете такой композитор, как Вольфганг, не будь у него такого отца, как Леопольд»

Статья подготовлена преподавателем Шороховой Л.Г.

Календарь. Голуэй

Сэр Джеймс Голуэй – живая легенда, «человек с золотой флейтой»

фото джеймса голуэя

8 декабря 2019 года исполнилось 80 лет выдающемуся британскому флейтисту североирландского происхождения, который является наиболее влиятельным флейтистом нашего времени.

Сэр Джеймс Голуэй – живая легенда, «человек с золотой флейтой», наиболее известный флейтист современности.

     Он не только великолепный исполнитель классического репертуара, но и виртуозный эстрадный артист, отвергающий всяческие границы в музыке. Его неограниченные амбиции вкупе с необыкновенным талантом возвели его на пьедестал флейтиста-виртуоза.

     Джеймс вырос в рабочем пригороде Белфаста, где игра на флейте была популярным развлечением, там и получил первые уроки у своего дяди, руководившего ансамблем флейтистов-любителей.

     Затем продолжил обучение в Белфасте у Мюриэл Доун (Muriel Down), в Лондоне в Королевской академии музыки у Джона Френсиса (John Francis) и в Гилдхоллской школе музыки и театра у Джеффри Гильберта  (Geoffrey

Затем – в Парижской консерватории у Гастона Крюнеля (Gaston Crunelle). Брал частные уроки у Рампаля и Моиза. Однако учёбу в Парижской консерватории Голуэй оставил и диплома о высшем образовании так и не получил.

     Профессиональную деятельность Голуэй начал в Королевском духовом оркестре. Затем работал в оркестре Шекспировского театра, оркестре Уэльской национальной оперы и Королевском театре Ковент-Гарден, играл на пикколо в Симфоническом оркестре BBC.

     В 1967 был солистом Лондонского симфонического оркестра, с 1967 по 1969 солистом Королевского филармонического оркестра. Был первым флейтистом Берлинского филармонического оркестра под управлением Караяна (1969—1975). Затем начал сольную деятельность.

«Когда я работал в Берлинской филармонии, Караян хотел, чтобы я работал только с ним. Не давал мне возможности играть соло, куда-то ездить. Это было трудно для меня. И мне пришлось оставить оркестр»,

– рассказывает Голуэй.

     После начала сольной карьеры в 1975 году сэр Джеймс активно выступал практически со всеми ведущими оркестрами мира и самыми известными дирижерами. Его авторству принадлежат интерпретации классического репертуара и шедевров Баха, Вивальди и Моцарта, Данци, Рейха, Чимароза, Шуберта, Штрауса и др.

     Сэр Джеймс Голуэй включает в программу своих выступлений и современную музыку, в том числе произведения, заказанные им самим и для него такими композиторами как Джоном Корильяно и Лоуэллом Либерман.

В 1978 г. Голуэй записал кавер-версию знаменитого хита Джона Денвера «Annie’s Song», достигавшую третьего места в британских чартах, а много лет спустя Голуэем была записана сольная партия флейты для саундтрека 3-ей части киноэпопеи «Властелин колец». Он исполняет также музыку народов мира, популярные и джазовые мелодии.

     Всего лишь один семестр Голуэй преподавал в Истменовской школе музыки (США). Среди его немногочисленных частных учеников известные флейтисты: Рафаэле Тревизани, Андреа Олива и Бюлент Эвсил.

Несмотря на свою активную концертную деятельность, сэр Голуэй и леди Голуэй ведут ежегодные международные мастер-классы в Швейцарии, обучая молодых исполнителей. В 2013 году вышел в свет долгожданный онлайн обучающий курс «James Galway Online Flute Tutor Series». Он представляет собой серию уроков, мастер-классов и записей концертов, выложенных в интернете в свободном доступе для студентов и любителей игры на флейте.

     Помимо этого сэр Голуэй ежегодно публикует статьи, исследования на тему игры на флейте, а также книги. Его автобиография, под названием «The Man with the Golden Flute, a Celtic Minstrel», вышла в свет в издательстве «John Wiley & Son».

     Сэр Джеймс Голуэй недавно принял участие в разработке новой студенческой серии высококлассных флейт, получивших название ‘The Galway Spirit’. Также он сотрудничал с компанией «Nagahara Flutes of Boston», выпустив под их маркой флейту ‘Galway Gold Nagahara flute’.

В 1979 году Голуэй выпустил автобиографию, а в 1982 году вышла книга Голуэя «Флейта» (London: Macdonald & Co (Publishers) Ltd).

     Сэр Джеймс выступал для многих высокопоставленных лиц, в том числе для Королевы Елизаветы, Папы Римского Иона Павла II, Президентов США, Ирландии, Принца Чарльза, Принцессы Анны, Императора Японии, Королевы Норвегии, Принцессы Дианы, графа и графини Уэссекс. Он давал концерты со Стивом Уандером, Генри Манчини, Элтоном Джоном , Рэйем Чарльзом, Джесси Норман, Андреа Бочелли.

     Сэр Джеймс принял участие в концерт Пинк Флойд на Берлинской стене, в концерте в честь Нобелевских лауреатов, выступал во время саммита «Большой 7» в Букингемском дворце.

     С альтистом Юрием Башметом сэра Джеймса Голуэя связывают теплые отношения – они не раз выступали в России на одной сцене.

   «Он несколько десятилетий не просто на Олимпе, он – законодатель, монополист инструмента. У него огромная популярность, имя»,

– говорит Юрий Башмет.

     «Он полюбил Россию, предлагает приглашать играть почаще, хотя говорит – увидел дорогу от Москвы до Ярославля и понял, что Россия никогда не будет Швейцарией. Я ему сказал, что он забегает слишком далеко вперед, и не надо зарекаться. То, что нравится, то и сохраним в первозданном виде, еще и получше Швейцарии будет»,

– рассказал Башмет.

В настоящее время сэр Джеймс живет в Люцерне (Швейцария).

Его именем назван сорт крупных махровых роз.

                                             Статья подготовлена преподавателем Руденко Н.Н.

Календарь. Кёллер

Кёлер Эрнест Иосифович

Köhler Ernesto

Сын и ученик Йозефа (Джузеппе) Венцеслава Кёлера (1809—1878), флейтиста придворного оркестра в Модене, родился в Модене 4 декабря 1849 года. В детстве Эрнест гастролировал по Италии, выступая в сопровождении своего брата пианиста Фердинандо. В 19 лет уже играл в оркестре вместе с отцом.

В 1869—1871 гг. был солистом оркестра Карл-театра в Вене. В 1871 году по рекомендации соотечественника Чезаре Чиарди был принят флейтистом в оркестр Санкт-Петербургского императорского театра. После смерти Чиарди (1878) занял его место первого флейтиста. Всю оставшуюся жизнь провёл в Петербурге. В 1906 году «Санкт-Петербургский вестник» поместил заметку о Кёлере к 35-летию его деятельности в российской столице.

Умер 4 (17) мая 1907 года 

Творческая деятельность

Кёллер был одним из знаменитейших флейтистов своего времени. Автор более 100 пьес, этюдов, дуэтов для флейты, которые при его жизни были популярны и успешно издавались музыкальным издательством Циммерман. Для Императорского театра он сочинил оперу «Бен Ахмет» (поставлена в 1893) и несколько успешных балетов (особенно популярен был балет «Клоринда»).

В своём композиторском творчестве Кёллер уделял значительное внимание красоте мелодии. Его музыка была широко известна и часто исполнялась не только в России, но и в Европе, Америке и даже в Австралии. Публика очень любила его произведения, а музыканты высоко ценили великолепное знание автором особенностей игры на флейте.

Несмотря на то, что Кёллер родился уже после изобретения Бёмом флейты новой системы, он всю жизнь играл на классических флейтах простых систем. Впрочем, допускал, что его этюды удобнее играть на флейте конструкции Бёма, к которой сам относился иронически.

Этюды Кёллера прочно вошли в репертуар начинающих флейтистов. Кёллер также владел и другими музыкальными инструментами, в частности играл на мандолине. В 1866 г. издательством Циммермана опубликована первая в России школа игры на мандолине, написанная Кёллером.

 

Концертмейстер

Швидунова Светлана Павловна

Календарь. Перголези

Джованни  Перголези

Джованни Баттиста Перголези (Giovanni Battista Pergolesi)

Итальянский оперный композитор Дж. Перголези вошел в историю музыки как один из создателей жанра оперы-buffa. В своих истоках связанная с традициями народной комедии масок (dell’arte), опера-buffa способствовала утверждению светских, демократических начал а музыкальном театре XVIII в.; она обогатила арсенал оперной драматургии новыми интонациями, формами, сценическими приемами. Сложившиеся в творчестве Перголези закономерности нового жанра обнаружили гибкость, способность к обновлению и разнообразнейшим модификациям. Историческое развитие onepa-buffa ведет от ранних образцов Перголези («Служанка-госпожа») — к В. А. Моцарту («Свадьба Фигаро») и Дж. Россини («Севильский цирюльник») и далее в XX век («Фальстаф» Дж. Верди; «Мавра» И. Стравинского, темы Перголези композитор использовал в балете «Пульчинелла»; «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева).

Вся жизнь Перголези прошла в Неаполе, прославленном знаменитой оперной школой. Там он окончил консерваторию (среди его педагогов были известные оперные композиторы — Ф. Дуранте, Г. Греко, Ф. Фео). В неаполитанском театре Сан-Бартоломео была поставлена первая опера Перголези — «Салюстия» (1731), а через год в том же театре состоялась историческая премьера оперы «Гордый пленник». Внимание публики привлек, однако, не основной спектакль, а две комедийные интермедии, которые Перголези, следуя сложившейся в итальянских театрах традиции, поместил между актами оперы-seria. Вскоре ободренный успехом композитор составил из этих интермедий самостоятельную оперу — «Служанка-госпожа». Все было новым в этом спектакле — простой бытовой сюжет (ловкая и хитрая служанка Серпина выходит замуж за своего хозяина Уберто и сама становится госпожой), остроумные музыкальные характеристики персонажей, живые, действенные ансамбли, песенно-танцевальный склад интонаций. Стремительный темп сценического действия требовал от исполнителей большого актерского мастерства.

Одна из первых опер-buffa, завоевавшая огромную популярность в Италии, «Служанка-госпожа» способствовала расцвету комической оперы в других странах. Триумфальный успех сопровождал ее постановки в Париже летом 1752 г. Гастроли труппы итальянских «буффонов» стали поводом для острейшей оперной дискуссии (так наз. «войны буффонов»), в которой столкнулись приверженцы нового жанра (среди них были и энциклопедисты — Дидро, Руссо, Гримм и др.) и поклонники французской придворной оперы (лирической трагедии). Хотя по приказу короля «буффоны» были вскоре изгнаны из Парижа, страсти еще долго не утихали. В атмосфере споров о путях обновления музыкального театра и возник жанр французской комической оперы. Одна из первых — «Деревенский колдун» знаменитого французского писателя и философа Руссо — составила достойную конкуренцию «Служанке-госпоже».

Перголези, проживший всего 26 лет, оставил богатое, замечательное по своей ценности творческое наследие. Прославленный автор опер-buffa (кроме «Служанки-госпожи» — «Влюбленный монах», «Фламинио» и др.), он с успехом работал и в других жанрах: писал оперы-seria, духовную хоровую музыку (мессы, кантаты, оратории), инструментальные произведения (трио-сонаты, увертюры, концерты). Незадолго до смерти была создана кантата «Stabat Mater» — одно из самых вдохновенных произведений композитора, написанное для небольшого камерного состава (сопрано, альт, струнный квартет и орган), наполненное возвышенным, искренним и проникновенным лирическим чувством.

Произведения Перголези, создававшиеся почти 3 века назад, несут то замечательное ощущение юности, лирической открытости, увлекающего темперамента, которые неотделимы от представления о национальном характере, самом духе итальянского искусства. «В его музыке», — писал о Перголези Б. Асафьев, — «наряду с пленительно любовной ласковостью и лирической опьяненностью звучат страницы, пронизанные здоровым, сильным чувством жизни и соками земли, и рядом с ними блестят эпизоды, в которых задор, лукавство, юмор и неудержимая беспечная веселость царят легко и свободно, как в дни карнавалов».

Концертмейстер

Швидунова Светлана Павловна

Календарь. Сальери

Антонио Сальери

Антонио Сальери: Подлинная жизнь «убийцы Моцарта»
      Имя Антонио Сальери благодаря стараниям некоторых деятелей искусства (в том числе А.С.Пушкина) стало почти синонимом «иуды», ибо вошло в историю как имя предателя и угрюмого убийцы, из зависти отравившего своего гениального коллегу Моцарта. Concepture пытается нарисовать реальный образ виднейшего композитора и педагога своего времени. 

      То, что имя Сальери стало ассоциироваться с завистью к таланту, можно назвать всего лишь досадным недоразумением, ведь речь идет о самом успешном и влиятельном композиторе своего времени, почитаемом учителе музыки, любимце венской публики. Однако это недоразумение загадочным образом выросло до масштабов такого живучего мифа, что фигура снедаемого тяжким пороком Сальери затмила реального Сальери – открытого, отзывчивого и веселого человека. Жизненный и творческий путь Сальери говорит о том, что посмертная слава композитора должна была стать совсем другой. В этой заметке мы приведем некоторые факты, касающиеся биографии и творчества композитора, которые помогут «оживить» настоящего Сальери и разрушить мрачный образ, созданный драматургией, беллетристикой и кинематографом XIX, XX и XXI веков. 

Антонио Сальери, родившийся 18 августа 1750 года недалеко от Венеции, был обычным ребенком, в чьей внешности не угадывалось ничего демонического. Сохранилось такое описание юного Антонио: «Он был невелик ростом, ни толстый, ни  тонкий, смуглый, с  ярко-черными глазами и волосами. Одевался он модно, но избегал  излишеств, очень любил конфеты и варенье, но при этом не любил вино и пил только  воду. Он был щедр со всеми, очень религиозен и весел. Его хобби составляли литература  и долгие прогулки в одиночестве, которые, возможно, помогали ему медитировать». Мальчик имел музыкальные способности, прекрасно пел, поэтому и был послан получать музыкальное образование, как и его брат. Антонио оказался необычайно усердным учеником и достиг больших успехов в освоении музыкального искусства. Уже в детстве Антонио Сальери узнал, что значит подарок судьбы, когда оставшись полным сиротой, познакомился с Гассманом, крупным композитором из Вены. Гассман был поражен талантом Антонио и забрал его с собой в Вену, чтобы завершить его образование. Так юный итальянец получил путевку в жизнь и разумно воспользовался ей, став ярчайшим представителем австрийской музыки.

Вторым покровителем молодого композитора, высоко оценившим его первые работы, стал непревзойденный мэтр Кристоф Виллибальд Глюк. Как видно, талант и трудолюбие Сальери буквально сразу открыли ему ворота в музыкальную элиту Австрии, а о большем нельзя было и мечтать. Мотив зависти в свете этих фактов теряет всяческую достоверность, ведь мастерство Сальери признал сам император Иосиф II. Итогом головокружительной карьеры Сальери стало его назначение придворным капельмейстером камерной музыки вместо умершего Гассмана. Так, в 24 года Сальери занимает один из самых важных музыкальных постов в Европе! Причем одним из тех, кто не принимает успех Сальери, является ни кто иной, как Леопольд Моцарт, отец Вольфганга Амадея Моцарта, которого Сальери якобы убьет в конце своей жизни. И связано это скорее с завистью со стороны Моцартов, ведь отцу до сих пор не удалось получить выгодную при дворе должность для себя или продвинуть своего сына. Австрийский музыковед Леопольд Кантнер пишет: «В чем состояли претензии Моцарта к  Сальери?  К примеру, он пишет, что в глазах императора Сальери имел большой вес, а сам он, Моцарт, никакого. Не надо, однако, думать при этом, будто дело обстояло так, что Сальери втерся в доверие к императору, оттеснив Моцарта. Было как раз наоборот. Это Моцарт пытался оттеснить Сальери, чего ему не удалось».

Многие биографы обращают внимание на то, что Сальери был очень дружелюбным и открытым к общению человеком, имевшим множество друзей. Да и Моцарта, безусловно, он считал гением и всегда по-дружески вел себя с ним. Конечно, определенное соперничество существовало между всеми композиторами уровня Сальери и Моцарта, но оно не выходило за рамки сцены и тем более не могло дойти до убийства. Тем более заслуги Сальери перед австрийским обществом всегда поощрялись, удостаивались благодарности множества людей. Музыкальная и общественная деятельность Сальери давала вполне ожидаемый результат, что подтверждают полученные им титулы: член Шведской академии наук, почетный член Миланской консерватории, кавалер высшей награды Франции – ордена Почетного легиона, член Королевской Академии изящных искусств.  

У Антонио Сальери на уме была не только одна музыка. В 1775 году он женился на Терезии Хельферсторфер, которую называл не иначе, как «ангелом, которого Бог назначил моей женой». Поженились они по обоюдному согласию и были счастливы в браке, пережив при этом смерть 5 из своих 8 детей. Конечно, это наложило печать трагизма на семейную жизнь Сальери, однако он всегда был образцовым семьянином, очень ревностно оберегавшим своих домочадцев. Чтобы проникнуться той степенью любви, которую Сальери питал к семье, достаточно прочитать отрывок из его воспоминаний: «В семь часов жена и дети совершали вечерние молитвы и снова продолжали свои разнообразные занятия. Попозже вечером сын садился за фортепиано и, если кто-то из сестер просил, играл вальс, и девочки радостно кружились. В девять жена и слуга приходили ко мне, чтобы погреть паром мою больную ногу или выполнить другие предписанные врачом процедуры. Одна из старших дочерей затем приносила мой суп, и через полчаса жена, сын и семь моих дочерей собирались вокруг. Жена целовала меня, остальные целовали мне руку и желали спокойной ночи. Как легко, радостно пролетали эти вечера!».

В пользу Сальери говорит и то, что он был набожным человеком, который думал не только о достижении материальных благ. Его можно смело назвать деятельным христианином, о чем свидетельствует множество фактов. Например, он устраивал благотворительные концерты, давал бесплатные уроки и занимался делами вдов и сирот музыкантов. Сальери оказывал материальную помощь одаренным детям, семьям своих учителей. К тому же Сальери не акцентировал на этом особого внимания, не относился болезненно к своей персоне, считал себя простым человеком со своими слабостями, о которых не стеснялся говорить. На одной из партитур Сальери написано его рукой: «Маленький Реквием, сочиненный мною, ничтожнейшим из созданий, Ант. Сальери». А в одном из последних писем он клятвенно заверял, что никогда не желал плохого Моцарту и что не подумал бы скрывать правду сейчас, перед лицом смерти.   

Сальери оставил большое музыкальное наследие: 35 опер, множество месс, симфоний, кантат, концертов и других произведений. По количеству опер он опередил самого Моцарта, и нельзя сказать, что по качеству без всяких сомнений оперы австрийского вундеркинда выигрывают. Многие произведения Сальери не уступают по качеству лучшим в истории композиторам, поэтому и пользуются до сих пор успехом у публики. При этом Сальери вовсе не «поверял алгеброй гармонию», его работы отличаются новаторскими решениями, некоторые из которых перенял и Моцарт. Сухим математиком в музыке Сальери точно не был. Биографы упоминают, что вдохновение он искал на оживленных улицах, среди живого общения, а вовсе не сидел в кабинете за книгами.

Немаловажно, что на музыкальной арене Вены Сальери никогда не терпел поражение от Моцарта, а вот Моцарт довольно часто проигрывал подобные поединки. Так, своеобразный поединок между Сальери и Моцартом состоялся 7 февраля 1786 года в Шёнбруннском дворце, где в один вечер были представлены их небольшие комические музыкальные произведения. В итоге Сальери одержал безоговорочную победу над соперником, и рассудили композиторов вовсе не интриги, а искушенная венская публика. Нечто подобное происходило между ними и ранее, и опять победителем выходил Сальери: постановка его оперы «Пещера Трофонио» заставила отложить премьеру оперы Моцарта «Волшебная флейта».

В 1816 году вся Вена отмечала 50-летие творческой деятельности маэстро Сальери. Праздником руководил сам император, который наградил композитора золотой медалью. Сальери, который и в 66 лет сохранил удивительную работоспособность и плодотворность, представлял свои новые произведения, которые исполняли его прославленные в будущем ученики.

О педагогическом таланте Сальери свидетельствует ярчайшая плеяда композиторов, которых он воспитал и способности которых мог вовремя увидеть. Среди его учеников – известные ныне всему миру Людвиг ван Бетховен, Ференц Лист, Франц Шуберт, Карл Черни, Луиджи Керубини, Ян Непомук Гуммель, Джакомо Мейербер, Игнац Мошелес, Франц Ксавер Зюсмайр, Иозеф Вайгль, Петер фон Винтер и даже младший сын Моцарта Франц Ксавер Вольфганг Моцарт. Ученики Сальери всегда питали к нему самые лучшие чувства, ценили за то, что в кругу учеников учитель поощрял все самое «ясное и святое». Как писал Шуберт, Сальери «сумел подняться над неестественным бредом нашего времени». Творчество знаменитых учеников маэстро, впитавшее самое лучшее из творчества самого Сальери, тоже можно назвать огромным вкладом в мировую культуру.

XX век стал периодом возрождения интереса к творчеству Сальери. Многие театры вновь ввели его оперы в свой репертуар, а в Леньяго (в родном городе Сальери), открылся «Театр Сальери». Оказалось, что и сегодня музыка Сальери звучит современно и способна заинтересовать слушателя нашего времени. Конечно, легенда никуда не ушла, никакое опровержение скорее всего не сможет пересилить миф, настолько уж он оказался очаровательным.

P.S. В 1997 году Миланская консерватория инициировала процесс по обвинению Сальери в убийстве Моцарта. Заслушав свидетелей обвинения и защиты (исследователей жизни и творчества Моцарта и Сальери, а также специалистов-медиков), суд вынес композитору оправдательный приговор «за отсутствием состава преступления».

Концертмейстер

Швидунова Светлана Павловна

Календарь. Бетховен

Людвиг ван Бетховен

Бетховен

Людвиг ван Бетховен – это величайшее явление в мировой музыкальной культуре, композитор ещё при жизни ставший легендой. Он был настолько невероятно талантливым и целеустремлённым, что, даже потеряв слух, продолжал создавать свои, не имеющие равных, гениальные шедевры. Выдающийся маэстро стоял на пороге Романтизма в западноевропейской музыке и был непосредственным основателем новой эры, пришедшей на смену исчерпавшего себя Классицизма. В детстве выучившись музыке на клавесине с его характерным кружевным звучанием, Бетховен впоследствии популяризировал фортепиано, создав 5 концертов, 38 сонат, около 60 пьес и несколько десятков других произведений для этого музыкального инструмента.

В австрийском (а ныне немецком) городе Бонне 16 декабря 1770 года в семье тенора придворной капеллы Иоганна ван Бетховена появился на свет третий в роду Людвиг, после своего деда (баса, а затем придворного капельмейстера) и старшего брата. Сам факт рождения в семье потомственных певцов предопределил судьбу мальчика.

место рождения Бетховена

Первым учителем музыки Людвига стал его отец, мечтавший сделать из сына второго Моцарта. Четырехлетний малыш занимался на клавесине по 6 часов в день, а если отец приказывал, то еще и ночью. Столь уникальных способностей, как у нашумевшего своей виртуозной игрой Вольфганга Моцарта, у Людвига не проявилось, но незаурядный талант к музыке определенно был.

Семья Бетховенов была небогата, а после смерти деда и вовсе обнищала. В 14 лет юный Людвиг был вынужден бросить школу и помогать отцу в содержании семьи, работая помощником органиста в придворной капелле.

Бетховен в детстве

До этого мальчик учился в школе, где немецкий язык и арифметика были на втором плане после латыни и музыки. Уже в юности Бетховен свободно читал и переводил Плутарха и Гомера, но умножение и правописание так и остались для него тайной за семью печатями.

Когда в 1787 году мать Людвига умерла, а отец запил больше прежнего, ответственный и дисциплинированный юноша взял на себя содержание младших братьев. Он устроился на должность альтиста в придворном оркестре, благодаря чему познакомился с разнообразием мира оперы.

В 21 год – в 1791 г. – Людвиг ван Бетховен переезжает в Вену в поисках хорошего учителя, где и проводит всю свою жизнь. Некоторое время молодой человек занимался с Гайдном. Но Йозеф опасался, как бы не схлопотать проблем из-за вольнодумного и резкого в выражениях ученика. А Людвиг, в свою очередь, чувствовал, что Гайдн – не тот человек, который может его чему-нибудь научить. В конечном итоге обучением Бетховена занялся Сальери.

Ранний венский период творчества молодого композитора биографически тесно связан с именами австрийского придворного князя Лихновского, русского вельможи Разумовского, чешского дворянина Лобковица: они покровительствовали Бетховену, поддерживали материально, их имена значились на титульных страницах рукописей композитора. Вместе с тем, Бетховен очень дорожил чувством собственного достоинства и никогда не позволял своим знатным покровителям попыток указать на его низкое происхождение.

В 1790-е годы Бетховен сочиняет в основном камерную и фортепьянную музыку, а в 1800-х начал писать свои первые симфонии, создал единственную ораторию («Христос на Масличной горе»).

Людвиг ван Бетховен

Когда к 1811 году маэстро полностью потерял слух, он стал редко выходить из дома. Публичная игра на фортепьяно была основным источником доходов виртуоза, а также он постоянно давал уроки музыки представителям аристократии. С потерей слуха для Бетховена наступили тяжелые времена. После провальной попытки в 1811 году исполнить собственный Концерт для фортепьяно № 5 («Император») он больше ни разу не появлялся на публике до того случая, когда в паре с дирижером Михаэлем Умлауфом руководил оркестром во время премьеры Симфонии № 9 в 1824 году.

Но глухота не воспрепятствовала сочинению музыки. Бетховен пользовался специальной палочкой, прикрепленной одним концом к передней панели фортепьяно. Зажимая другой конец палочки зубами, он «чувствовал» издаваемый инструментом звук благодаря передающейся по палочке вибрации.

Именно на последнюю декаду жизни композитора приходится написание самых великолепных произведений, которыми и по сей день не устают восхищаться слушатели: Струнный квартет, оп. 131; «Торжественная месса»; «Великая фуга», оп. 133 и, безусловно, Девятая симфония.

Людвиг ван Бетховен

Интересные факты о Бетховене

  • Бетховен был старшим из 7 детей в своей семье, 4 из которых ушли в мир иной еще в детстве.
  • Из биографии Бетховена мы знаем, что впервые юный маэстро выступил на публике в 7 лет 26 марта 1778 г. Примечательно, что 26 марта – это также дата его смерти.
  • Когда отец вез маленького Людвига для его первого выступления в Кёльн, он указал, что возраст мальчика – всего 6 лет (уж очень тому хотелось подчеркнуть уникальность сына). Юный музыкант поверил сказанному отцом и с тех пор считал себя младшим на полтора года, чем был на самом деле. Когда родители вручили Бетховену его свидетельство о крещении, он отказался верить указанной там дате, полагая, что документ принадлежал его старшему брату, тоже Людвигу, который умер в младенчестве.
  • Бетховену посчастливилось изучать музыку под руководством таких известных композиторов, как Готтлоб Нефе, Йозеф Гайдн, Альбрехтсбергер и Сальери. Он также чуть было не стал учеником Моцарта, тот был в восторге от представленной его вниманию импровизации, но смерть матери заставила Людвига оставить занятия и срочно покинуть Вену.
  • Когда Бетховену было 12, он впервые опубликовал свои произведения. Это был сборник вариаций для клавишных инструментов, который, в конечном счете, прославил его как одного из популярнейших пианистов в истории.

подпись Бетховена

  • Бетховен был одним из первых музыкантов, которому было назначено пособие в 4 тысячи флоринов просто потому, что знатные горожане не желали его отъезда из Вены во Францию, куда тот был приглашен братом императора Наполеона.
  • Бетховен написал 3 любовных письма к «Бессмертной Возлюбленной», имя которой остается загадкой и по сей день. Поскольку он влюблялся во многих женщин, биографы затрудняются выделить ту единственную, которую композитор мог бы так необычно называть.
  • За всю жизнь Бетховен написал лишь одну оперу – «Фиделио», – которая и поныне считается выдающимся образцом классической музыки.

опера Бетховена "Фиделио"

  • Композитор очень ценил дружбу и никогда не позволял своим близким друзьям жить в нужде. Бетховен говорил, что пока у него есть кусок хлеба, он поделится им с другом, а если и у самого не будет ни гроша за душой, он просто сядет за стол работать.
  • Как правило, композитор работал одновременно над несколькими произведениями. Стараясь довести свои творения до совершенства, он мог переделывать тот или иной фрагмент до 20 раз.
  • В 26 лет у великого композитора начались проблемы со слухом, а в течение последующих 20 лет проблема постепенно усугублялась, пока он полностью не стал глухим. Более того, день и ночь его мучил непрекращающийся звон в ушах, связанный со спецификой его заболевания.
  • Однажды, когда Бетховен уже практически ничего не слышал, друзья, придя к нему домой, застали композитора за фортепьяно. Тот последовательно играл ноты нижнего регистра и, восхищенно слушая громовые раскаты звуков, заметил: «Разве это не прекрасно?». Гости были тронуты выдержкой и чувством юмора этого человека, постепенно окунающегося в пронзительную тишину глухоты и по-детски радующегося тому, что он пока еще слышит хотя бы звуки нижнего регистра.
  • В мае 1809, когда атакующие войска Наполеона бомбардировали Вену, Фердинанд Рис вспоминает, как Бетховен очень переживал, не потеряет ли он остатки слуха от грохота взрывов, и прятался в цоколе дома, закрывая уши подушками.
  • Когда в 1824 г. состоялась премьера Девятой симфонии, на которой дирижером был сам Бетховен, публика устроила бурную овацию. Но великий композитор не слышал ни похвалы слушателей, ни игры оркестра. Тогда одна из хористок взяла дотоле стоявшего лицом к оркестру Бетховена за руку и повернула к залу, чтобы он мог видеть тот восторг, который его творение вызвало у публики.
  • Бетховен охарактеризовал начало Пятой симфонии как «стук Смерти в дверь». Позже первые аккорды этой симфонии будут использоваться как пароль для союзников во время Второй мировой войны, поскольку по стечению обстоятельств именно эта мелодия в азбуке Морзе обозначает латинскую «V» («Victory» – победа).
  • В 1889 году в доме семьи Бетховена в Бонне был открыт музей с большой коллекцией предметов из жизни композитора и той эпохи.

дом Бетховена в Бонне

музей Бетховена

  • Около 20 тыс. людей участвовали в похоронной процессии на третий день после смерти любимого композитора – 29 марта 1827 г. Франц Шуберт, великий почитатель творчества композитора, был в числе тех, кто нес гроб. По иронии судьбы он сам умер через год после этого и был похоронен рядом с Бетховеном.
  • Из числа поздних квартетов Четырнадцатый, до-минор, оп. 131 Бетховен особенно любил, называя его своим самым совершенным произведением. Когда Шуберта, лежащего на смертном одре, спросили о его последнем желании, тот попросил сыграть ему квартет до-минор. Это было 14 ноября 1828 г., за пять дней до смерти.
  • В августе 1845 года в Бонне был открыт памятник Бетховену. Это был первый в Германии памятник знаменитому композитору, после их было открыто еще около сотни по всему миру.
  • Говорят, песня Битлз «Because» («Потому что») основана на мелодии «Лунной сонаты», проигранной в обратном порядке.
  • «Ода к радости» (отрывок из знаменитой Девятой симфонии) является официальным гимном Евросоюза.
  • Третий по размеру кратер на Меркурии назван в честь композитора.
  • Один из элементов основного кольца астероидов, находящегося между орбитами Марса и Юпитера, носит название «1815 Бетховен».

Любовь в жизни Бетховена

Джулия Гвиччарди, возлюбленная Бетховена

К своему несчастью, Бетховен влюблялся в женщин, принадлежавших к иному сословию, чем он. На то время классовая принадлежность была серьезным аргументом для решения вопросов о женитьбе. С юной графиней Джулией Гвиччарди он познакомился в 1801 году благодаря семье Брунсвиков, где он давал уроки игры на фортепьяно Джозефине Брунсвик. Однако по вышеупомянутым причинам о браке не могло быть и речи.

После смерти мужа Джозефины Брунсвик в 1804 году Людвиг попытал удачу в отношениях с молодой вдовой. Он написал возлюбленной 15 страстных писем, та отвечала ему взаимностью, но вскоре по требованию семьи прервала с Бетховеном всякую связь. В случае брака с неаристократом графиня была бы лишена возможности общаться с детьми и заниматься их воспитанием.

После того, как в 1810 г. Джозефина снова вышла замуж за некоего барона вон Штекельберга, Бетховен безуспешно сделал предложение своему близкому другу баронессе Терезе Мальфатти (родной сестре Джозефины Брунсвик). Безуспешно, потому что и эта избранница была из высшего сословия, чем ее поклонник. Очевидно, именно Терезе посвящена багатель (небольшая музыкальная пьеса) «К Элизе».

Разговорные тетради Бетховена

Разговорные тетради Бетховена

Биография Бетховена гласит что, будучи неслышащим, композитор компенсировал свой недостаток с помощью так называемых разговорных тетрадей. Туда во время беседы друзья записывали для него свои реплики. Разговорными тетрадями композитор пользовался приблизительно последние десять лет, а до того его выручала слуховая трубка, которая хранится теперь в Музее Бетховена в Бонне.

Разговорные тетради стали драгоценным документом, из которого мы узнаём содержание дискуссий композитора, можем почерпнуть сведения о его мировоззрении, о видении самого композитора, как должно исполняться то или иное его произведение. Из 400 разговорных тетрадей 264 были уничтожены, а остальные подвержены купюрам и правке после смерти композитора его личным секретарем Антоном Шиндлером. Будучи также первым биографом композитора, Шиндлер, во-первых, спасал свою и его репутацию, так как те резко негативные оценочные выражения в адрес монарха, которые Бетховен себе позволял, могли стать причиной гонений и запретов со стороны власти. А во-вторых, больше чем секретарь желал идеализировать образ маэстро в глазах потомков.

   

Штрихи к творческому портрету

творчество Бетховена

  • Городские власти Бонна в 1790 году избрали кантаты придворного альтиста Бетховена для исполнения на похоронах Франца Йозефа ІІ и во время последующей интронизации Леопольда ІІ, Священного римского императора. После эти две императорские кантаты никогда больше не исполнялись и считались утраченными до 1880-х гг. Но данные произведения были, по словам Брамса, «насквозь бетховенскими» и ясно обнаруживали тот трагический стиль, которым отмечены все произведения Бетховена и который отличал их от классических традиций в музыке.
  • Соната для фортепьяно № 8 до-минор, оп. 13, общеизвестная под названием «Патетическая», была написана в 1798 г. Бетховен посвятил ее своему другу князю Карлу вон Лихновскому. Вопреки сложившемуся мнению, что композитор сам назвал сонату «Патетической», это издатель был тем человеком, который под впечатлением от трагического звучания сонаты написал на титульном листе «Великая патетическая соната».
  • Неоспоримым является влияние Моцарта и Гайдна на творчество Бетховена. Так, его Квинтет для фортепьяно и духовых инструментов выявляет разительную схожесть с работой Моцарта на уровне формы. Но мелодии Бетховена, развитие темы, использование модуляции и текстуры, выражение в музыке эмоций – все это выносит творчество композитора за рамки любых влияний и заимствований.
  • Бетховена по праву считают первым композитором эпохи Романтизма, его Симфония № 3 была радикальным отступлением от всего написанного ранее.
  • Финал Симфонии № 9 – «Ода к радости» – это первая в истории западноевропейской музыки попытка ввести хор в каноническую симфонию.

симфония №9 Бетховена

  • Девятая симфония содержит скерцо во второй части, а адажио – в третьей. Для классической симфонии, где темп должен был возрастать, это было немыслимо.
  • Бетховен был, по всей видимости, первым композитором, который использовал медные духовые инструменты как полноправную часть оркестра. Бетховен также первым ввел в симфонию флейту-пикколо и тромбон. В свою очередь арфу он включил лишь в одно свое произведение – балет «Творения Прометея».
  • Бетховен был первым, кто в музыке попытался воспроизвести звуки перепелки, кукушки и соловья – и все это в рамках одной симфонии – № 6, «Пасторальной». Кстати, сокращенная версия Шестой симфонии звучит в мультфильме Диснея «Фантазия». Имитации звуков животных присутствовали и в краткой «Игрушечной симфонии» Моцарта, и во «Временах года» Вивальди, но никогда их еще не было в 40-минутной симфонии.
  • Концертмейстер

    Швидунова Светлана Павловна


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!