Breadcrumbs
Главная
Информация
Зачисление в школу
Отделения школы
Платные услуги
Информационная безопасность
Анкетирование
Ссылки
Форма обратной связи
ренуар
- Подробности
- Создано 28.02.2021 18:56
- Обновлено 28.02.2021 18:56
- Просмотров: 3683
Пьер Огюст Ренуар
1841- 1919 гг.
Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в многодетной семье бедного портного Леонара Ренуара в Лиможе. Никто и не предполагал, что картины художника появятся в лучших музеях мира. Жизнелюбие и неукротимый оптимизм Ренуара, сполна познавшего нужду, войны и перевороты и не сломленного тяжелой болезнью, выделяет его среди других гениев и через 180 лет после появления на свет.
Ренуар был шестым ребенком в семье и четвертым из выживших.
В Париже родители надеялись обеспечить лучшее будущее своих детей. Старший брат Огюста — Пьер-Анри, действительно вырвался из рук нищеты и стал гравером, специализировавшимся в геральдике и ювелирном деле, а второй брат — Леонар-Виктор все-таки стал портным…
В 1847 году Огюст пошел в начальную школу. В 1848 году во Франции началась буржуазная революция, это было непростое время для всей его семьи.
В школе Огюст при любой возможности старался рисовать — и в тетрадях по разным предметам, а порой и в учебниках. Родителей вызывали, стыдили, и лишь один из учителей посоветовал им обратить внимание на художественные способности сына и постараться всевозможно развить их.
В 11 лет Огюста пригласили в церковный хор, которым руководил Шарль Гуно — французский композитор, в то время служивший регентом и органистом в церкви Иностранных миссий в Париже.
В 13 лет Огюст Ренуар с согласия отца отправился на фарфоровую фабрику братьев Леви — на улице Фоссе-дю-Тампль, 76, где обучался росписи фарфора. Тут уж он почувствовал себя в своей тарелке: сначала ученические «листочки», затем более сложные — розочки, и вот юный ученик уже пишет на чашках портреты любимицы публики — королевы Марии-Антуанетты.
Успехи Огюста привлекли к нему внимание пожилого скульптора Эмиля Лапорта, который изготавливал для завода образцы форм. Лапорт и сам в свободное время писал маслом, и мальчику вручил краски и холст, чтоб он написал первую картину. Огюст изобразил диалог Евы со Змеем перед самым грехопадением и выставил картину в гостиной родительского дома.
Лапорт пришел в гости и вынес вердикт: быть Огюсту живописцем. Родители и радовались, так как мечтали, чтобы сын имел лучшее будущее, и печалились, потому что учить его им было не на что. Деньги надо было копить хотя бы на первый год…
Во Францию пришла промышленная революция: рисунок на фарфоре стали наносить машинным способом, и мастерскую, где работал Ренуар, закрыли. Пришлось искать новую работу. Он случайно наткнулся на мастерскую, изготавливавшую снаряжение для миссионеров, куда и устроился.
В 1862 году Ренуар, наконец, накопил нужную сумму и поступил в мастерскую Шарля Глейра, модного в то время художника, писавшего портреты и забавные сценки. Студия Глейра считалась филиалом парижской Школы изящных искусств, и в апреле 1862 года Ренуар, достигший совершеннолетия, сумел выдержать вступительные экзамены, оказавшись 68-м кандидатом из 74, которых приняли учиться.
Глейр ценил талант и колоссальное трудолюбие молодого художника, однако его вовсе не устраивало, что Ренуар пытается отойти от канонов классической живописи, адептом которой являлся он сам. Он замечал, что тени у Ренуара — не серо-черные, как положено, а меняют цвета от синих до лиловых, натурщицы изображаются слишком уж правдиво. Ученик даже не пытается приукрасить действительность в духе классических мифологических сюжетов!
Глейр критиковал Ренуара, а тот сблизился со студентами, которые не скрывали презрения к «устаревшей» классике. Это будущие импрессионисты — Клод Моне, Фредерик Базиль, Альфред Сислей, Фантен-Латур, Поль Сезанн и Камиль Писсарро. В свободное время «протестанты» собирались и большой компанией отправлялись на пленэр — писать окрестности леса Фонтенбло, располагавшегося в пригороде Парижа.
Тем не менее все учились до самого закрытия мастерской пожилого художника в 1864 году. Когда он окончательно потерял зрение, правя работы многочисленных учеников.
Ренуар жил впроголодь, во многом ему помогали друзья — Базиль и Сислей. Картины его не покупали. Однако к занавескам возвращаться все-таки не стал, а продолжил обучение тому делу, которое любил больше жизни.
Изредка обеспеченные буржуа заказывали Ренуару семейные портреты и роспись стен особняков. В основном же он перебивался грошовыми заказами.
В конце 1869 года у Ренуара случился творческий кризис, хотя было уже написано «Купание на Сене», и он вырабатывал свой стиль в импрессионизме. Огюст жаловался на потерю сил, веры в себя, и лишь после войны и революционных потрясений в его стране, он сделал в творчестве новый рывок.
В 1872 году импрессионисты, наконец, решили объединиться. Ренуар много работал на пленэре рядом с Клодом Моне, порой они писали одни и те же сюжеты. Но если Моне предпочитал пейзажи, то Ренуар неизменно находил на картинах место для людей. Они были интересны ему в их повседневных заботах и радостях, купающиеся, воспитывающие детей, пьющие кофе в парках.
После нескольких неудачных попыток выставиться в Парижском салоне, где картины если и принимали, то развешивали самым невыгодным образом, импрессионисты сближаются и решают организовать собственную выставку.
Она состоялась с апреля по март 1874 года в ателье модного фотографа Нодара с участием Дега, Ренуара, Моне, Моризо, Сислея и Писсарро. Увы, событие вызвало скандальный ажиотаж, агрессивное неприятие публики и травлю в прессе. Тогда Ренуару удалось продать лишь одну из семи картин, написанных к выставке, — «Ложу». Там же выставлялась его «Танцовщица» и «Парижанка».
Следующая выставка состоялась в 1876 году в галерее известного продавца картин Дюран-Рюэля.
Ренуар выставил более 20 своих картин: пейзажи, виды сада Клода Моне, женские головки, букеты цветов, портреты Сислея, знаменитые портреты — актрисы Жанны Самари, Альфонса Доде, а также «Качели» и одно из лучших полотен того периода — «Мулен де ла Галетт».
В 1878 году Ренуар снова выставил картины в Парижском салоне. На этот раз — «Чашку горячего шоколада». А в 1879-м — «Портрет мадам Марго Шарпантье и ее детей» и «Портрет Жанны Самари». И тут происходит решительный перелом в его судьбе.
Маргерит Шарпантье — светская дама, заказавшая Ренуару семейный портрет, оказалась так довольна, что составила Ренуару протекцию на салоне 1879 года таким образом, что комиссию прошли обе картины. Они имели шумный успех. У Ренуара дорого купили несколько картин. С тех пор художник больше не участвовал в выставках импрессионистов, считая их бесперспективными.
Деньги, вырученные от продажи картин, позволяют ему впервые отправиться в путешествие. В марте — в Алжир, а осенью и весной — по городам Италии. Он пишет виды Италии, портрет Вагнера и много других произведений, которые участвуют в Парижских салонах. Тогда же Огюст подпадает под влияние художника Жана-Огюста-Доминика Энгра — неоклассициста и непревзойденного мастера деталей.
Для Ренуара началась светлая полоса. Он работал по заказам влиятельных парижан, много путешествовал вместе с женой и сыновьями: по Нормандии, оказавшейся ему ближе, чем Италия, по островам Великобритании, по Франции. В 1890 году Ренуар становится кавалером ордена Почетного легиона.
В 1893 году вторая персональная выставка Ренуара, устроенная Дюран-Рюэлем, заслужила безусловное признание публики. Первая прошла в 1883 году стараниями все того же Дюран-Рюэля.
Ренуар, не отличающийся хорошим здоровьем, все больше времени проводил за городом, ему с каждым разом сложнее возвращаться в Париж.
В начале ХХ века состоялись персональные выставки Ренуара в Париже, Нью-Йорке, а в салоне 1902 года ему отдали целый зал. Он участвовал там вместе со своими молодыми друзьями — Боннаром, Вюйаром и Валлотоном, Русселелем и Матиссом — и имел потрясающий успех.
Огюст Ренуар умер от осложнения рецидивировавшей пневмонии — в Колетт 2 декабря 1919 года, он успел закончить натюрморт с анемонами и надеялся написать новый — с бекасами, которых накануне подстрелил его приятель. Недаром девизом художника все годы борьбы с недугом было «Боль умрет, красота останется!».