Breadcrumbs
Главная
Информация
Зачисление в школу
Отделения школы
Платные услуги
Информационная безопасность
Анкетирование
Ссылки
Форма обратной связи
Календарь. Венецианов
- Подробности
- Создано 16.04.2020 18:52
- Обновлено 16.04.2020 18:52
- Просмотров: 5873
Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847)
18 февраля исполняется 240 лет со дня рождения художника Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847)
В историю русского искусства Алексей Гаврилович Венецианов (1780–1847) вошел как основоположник бытового жанра в живописи.
Землемер по образованию, Венецианов оставил службу ради живописи, переехал из Москвы в Петербург и стал учеником В.Боровиковского. Первые шаги в «художествах» он сделал в жанре портрета, создавая пастелью, карандашом, маслом удивительно поэтичные, лирические, иногда овеянные романтическим настроением образы: портрет матери, А. Л. Венециановой (1801, Государственный Русский музей), портрет княжны В.С. Путятиной (вторая половина 1810-х, Государственная Третьяковская галерея).
Вскоре художник оставляет портретопись ради карикатуры, и за одну остросюжетную карикатуру «Вельможа» первый же номер задуманного им «Журнала карикатур на 1808 год в лицах» был закрыт.
На рубеже 10–20-х годов Венецианов уехал из Петербурга в Тверскую губернию, где купил небольшое имение. Здесь он и обрел свою основную тему, посвятив себя изображению крестьянской жизни. В картине «Гумно» (1821– 1822, ГРМ) он показал трудовую сцену в интерьере. Стремясь точно воспроизвести не только позы работающих, но и освещение, он даже велел выпилить одну стену гумна. Жизнь, как она есть, – вот что хотел изобразить Венецианов, рисуя крестьян за чисткой свеклы; помещицу, дающую задание дворовой девушке; спящего пастушка; девушку с бурачком в руке; любующихся бабочкой крестьянских детей; сцены жатвы, сенокоса и пр.
Гумно. 1821. Государственный Русский музей
На пашне. Весна. Середина 1820-х. Государственная Третьяковская галерея
На жатве. Лето. Середина 1820-х. Государственная Третьяковская галерея
В картинах Венецианова нет драматических завязок, динамичного сюжета, они, наоборот, статичны, в них «ничего не происходит». Но человек всегда находится в единении с природой, в вечном труде, и это делает образы Венецианова истинно монументальными.
Конечно, Венецианов не вскрывал острейших коллизий жизни русского крестьянина, не поднимал «больных вопросов» современности. Это патриархальный, идиллический быт. Но художник не вносил в него поэтичность извне, не придумывал ее, а черпал ее в самой изображаемой им с такой любовью народной жизни.
В основу своего творческого метода Венецианов положил изучение действительности – «ничего не изображать иначе, чем в натуре является» и работать «без примеси манеры какого–либо художника». Главным для Венецианова были не какие–либо случаи или события в жизни людей, а сам человек.
Художник стремился воплотить национальный идеал русской красоты, видя его в первую очередь в одухотворенности и внутренней нравственной значительности образа.
Венецианов был прекрасным педагогом. Школа Венецианова, венециановцы – это целая плеяда художников 20–40-х годов, работавших с ним как в Петербурге, так и в его имении Сафонково. Это А.В. Тыранов, Е.Ф. Крендовский, К.А. Зеленцов, А.А. Алексеев, С.К. Зарянко, Л.К. Плахов, Н.С. Крылов и многие другие. Среди учеников Венецианова много выходцев из крестьян. Под кистью венециановцев рождались не только сцены крестьянской жизни, но и городские: петербургские улицы, народные типы, пейзажи.
Творчество Венецианова – важный этап на пути сложения русского критического реализма XIX в., и в этом непреходящее значение его живописи.