Яндекс.Метрика


Платные услуги

Анкетирование

Форма обратной связи


Календарь. Брюллов

Карл Павлович Брюллов

    1799-1852 гг

      Русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель классицизма и романтизма.

автопортрет Брюллов

     Карл Павлович Брюллов единственный русский художник, удостоенный при жизни лаврового венка и бриллиантового перстня из рук императора. За картину «Последний день Помпеи», его назвали «первой» кистью государства. Он создал более 200 парадных и камерных портретов, расписал купол Исаакиевского собора в Санкт- Петербурге, площадью 800 квадратных метров.

     Карл Брюллов родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге в семье отставного академика «скульптуры орнаментной на дереве», миниатюриста Павла Ивановича Брюлло. Поступив в 1809 году в Академию художеств, Карл Брюллов оказался значительно сильнее своих сверстников во многих дисциплинах. Брюллов закончил Академию с Первой золотой медалью, получив аттестат 1-й степени «со шпагою» и целую пригоршню медалей разного достоинства. В августе 1822 года Карл вместе с братом Александром стали первыми пенсионерами незадолго до этого возникшего Общества поощрения художников, в качестве которых отправились в четырехлетнюю поездку в Италию. Срок пребывания там Карла растянулся на 13 лет. За этот период Брюлловым были созданы замечательные композиции («Итальянское утро», «Вечер», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», «Полдень», «Вирсавия») и великолепные портреты («Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью», портреты Давыдовой, Демидова, «Портрет Ю.П.Самойловой с приемной дочерью Джованиной Паччини и арапчонком», «Всадница»).

     В 1830 году художник приступил к работе над грандиозным холстом и в 1833 году закончил картину «Последний день Помпеи». Успех картины превзошел все ожидания. Ее экспонирование в Риме и Милане сделало Брюллова первым и одним из немногих русских художников, получившим мировое признание. В Петербург «Помпея» была привезена в 1834 году. Академия художеств признала ее лучшим созданием живописи XIX века. Осенью 1835 года Брюллова был вызван в Россию императором Николаем I для занятия профессорской должности в Академии художеств. После тринадцатилетнего перерыва живописец возвращается на родину, встретившую его как национального героя, знаменующего будущий расцвет национальной живописи. По возвращении Карла Петровича в Петербург он был принят Николаем I, с позволения которого Брюллов начал работу над историческим полотном «Осада Пскова». Для этого, через две недели после торжеств в Академии художеств в его честь, состоявшихся 11 июня, он отбывает во Псков. Работа над картиной продолжалась почти восемь лет, но так и не была завершена. Мечта живописца - создать более значительное, чем «Последний день Помпеи» произведение - не сбылась, после чего он не обращался больше к историческим сюжетам.

     Во второй половине 1830-х и в 1840-х годах живописец создал целую галерею портретов своих современников, которые поражают бесконечным разнообразием, правдой и многогранностью характеристик. В это время были написаны, например, портреты Е.П.Салтыковой, графа А.А.Перовского (Антона Погорельского), В.А.Жуковского, И.А.Крылова. В 1840-х годах художник много работал над росписями главного купола и парусов Исаакиевского собора. Тяжелые условия работы на лесах непоправимо подорвали здоровье Брюллова, и в октябре 1847 года он слег на семь месяцев.

27 апреля 1849 года по настоянию врачей Брюллов покинул Россию и через Польшу, Пруссию, Бельгию, Англию и Португалию направился лечиться на остров Мадейра. В этом же году художник вернулся в Италию, а весной и летом 1850 года посетил Испанию, изучая живопись Веласкеса и Гойи. В этом же году Брюллов окончательно вернулся в Италию. В это время художник познакомился с соратником Гарибальди А. Титтони, в доме которого он практически и прожил последние годы своей жизни. Большинство поздних портретов и акварелей Брюллова до сих пор хранятся в частной коллекции этой семьи. Для многих работ этого периода характерны некоторая театрализация и романтическая взволнованность образов, а также стремление запечатлеть дух самого времени через представленные образы, превращая их в точные исторические свидетельства. Последним шедевром художника стал портрет его старого знакомого археолога Микеланджело Ланчи, созданный в 1851 году.

Карл Павлович Брюллов скончался 11 [23июня 1852 года, в возрасте 52 лет, в местечке Манциана под Римом, где лечился минеральными водами. По свидетельству русского представителя в Риме, смерть наступила через три часа после приступа удушья.

Художник был похоронен на протестантском кладбище Монте Тестаччо, по лютеранскому обряду.

     Отношение к наследию художника в культурной среде неоднозначно. А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. А. Фет и многие другие восхищались творчеством мастера, в то время как И. С. Тургенев порицал в творчестве Брюллова декоративность и отвлеченный романтизм.

   Брюллов, в отличие от Пушкина и своего друга Глинки, не оказал столь существенного влияния на русскую живопись, как они — на литературу и музыку соответственно. Однако психологическую тенденцию брюлловских портретов можно проследить у всех русских мастеров этого жанра: от Крамского и Перова до Серова и Врубеля.

последний день помпеи

«Последний лень Помпеи»1833

Холст, масло. 456,5 × 651 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 всадница Брюллов

«Всадница» 1832г. Холст, масло. 291,5 × 206 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!