Breadcrumbs
Главная
Информация
Зачисление в школу
Отделения школы
Платные услуги
Информационная безопасность
Анкетирование
Ссылки
Форма обратной связи
Календарь. Малявин
- Подробности
- Создано 16.04.2020 19:07
- Обновлено 16.04.2020 19:07
- Просмотров: 5555
150 лет со дня рождения Ф.А. Малявина
22 октября 1869г. в селе Казанка, Самарской губернии родился выдающийся художник Филипп Андреевич Малявин. В этом году мы отмечаем юбилей, 150 лет со дня его рождения.
Филипп Андреевич Малявин – русский живописец, график. Начал осваивать азы живописи в афонском монастыре, откуда перекочевал в Академию художеств под личное наставничество Ильи Репина. Писал главным образом портреты в манере, сочетающей черты импрессионизма, экспрессионизма и модерна. Начиная с 90-х годов 19 века обретает главное вдохновение в живописании мощных образов людей из народа и усердно разрабатывает крестьянскую тему практически до конца жизни. Известные картины художника: «Смех», «Вихрь», «Крестьянская девочка», «Автопортрет с дочерью».
Биография художника Малявина настолько же пестра и захватывающая как и его полотна. Выходец из бедной крестьянской семьи проделал путь от послушника Афонского монастыря до студента Академии художеств Петербурга, а затем и модного, широко известного в Европе живописца.
Уроженец села Казанки, очень рано начал проявлять склонность к искусствам. «Я бегал собирал угли ,- вспоминал Малявин,- и рисовал везде – на стенках, на колесах, на воротах и даже на золе». Помимо рисования, мальчик увлекался лепкой и раздавал всем желающим глиняные фигурки птичек и зверей.
Его дедушка славился мастером резьбы по дереву, так что у Филиппа было у кого поучиться прекрасному. А когда в наследство от дедушки ему достались карандаши, это было настоящее сокровище для будущего художника. Отец и мать художника не верили в успех сына, а односельчане восхищались талантом мальчика. В шестнадцать лет Филипп увязался за афонским монахом. Средства на дальний путь в Грецию односельчане собирали сообща.
Так Малявин стал послушником в русском Свято-Пантелеймоновым монастыре на Афоне. С 1885 по 1892 год он прилежно трудиться в иконописной мастерской, соблюдая строгий монастырский устав. Но мирное течение жизни прерывается после знакомство художника со скульптором Беклемишевым. Тот был настолько впечатлен работами Малявина, что всеми правдами и неправдами убеждает монашескую братию дать иконописцу вольную, а затем устраивает его поступление в Академию художеств в Петербурге и даже селит на первое время в своих апартаментах.
Малявин резко выделяется в толпе студентов: длинноволосый, в шапочке – скуфейке, «застенчивый, растерянный и одинокий «монашик» в одежде, похожей на подрясник, он молчал, опускал глаза и крестил лист бумаги перед тем, как начать рисовать» - так описывает встречу с художником его однокашница Остроумова – Лебедева.
Но не только своей внешность поражает всех Малявин в академии. Его увлеченность и способность к обучению освоить программу головного класса всего два месяца и за столько же закончить фигурный класс. И писал он так же стремительно как и его шведский коллега – импрессионист Цорн, с которым Малявина не сравнивал только ленивый.
Художник Грабарь, еще один его сокурсник по персональной мастерской Ильи Репина, где Малявин продолжил обучение после реформы в Академии, вспоминает, как тот создавал его портрет: «однажды он принес свой ящик с красками и, подойдя ко мне, спросил попозировать ему для портера. Я только что укрепил на мольберте подрамник высокого и узкого формата с новым холстом, чтобы начать этюд натурщика. Малявин попросил взаймы подрамник и в один сеанс нашвырял портрет, который произвел сенсацию в Академии. Портрет был закончен в один присест, и это так всех поразило, что на следующий день сбежались все профессора смотреть его; пришел и Репин долго восхищавшийся силой лепки и жизненность портрета».
Дипломная работа «Смех» наделала столько шума в 1899 году, что достопочтенные академики удостоили Малявина заветного диплома лишь благодаря личному заступничеству Репина. Но, принеся художнику европейское признание и золотую медаль на Всемирной парижской выставке 1900 года, скандальная картина все-таки сделала его знаменитым у себя на родине.
В 37 лет Малявин получает звание академика и на три года уезжает за границу, где нарастил завидную репутацию в мире искусства и приличный финансовое состояние. По возвращению из Европы, вместе с семьей оседает под Рязанью, где продолжает производить величественные как по размерам, так и по содержанию портреты своих любимых крестьянских муз.
После революции 1917 года, художник открывает картинную галерею, мастерские в которых сам и преподает. Но долго не выдерживает в новом режиме и мигрирует в Берлин. Затем в Париж и Ниццу, которая стала его пристанищем. В 1940 году ему не повезло оказаться в оккупированном Брюсселе, где его арестовывают по подозрению в шпионаже. Но вскоре отпускают. Ему пришлось преодолеть путь из Бельгии во Францию пешком, что истощило из без того пожилого и подкошенного арестом художника. Сразу же по возвращению в Ниццу Малявин попадает в клинику, но уже не покидает ее стен живым.
Зав. отделения изобразительного искусства : Ковалева С.В.