Breadcrumbs
Главная
Информация
Зачисление в школу
Отделения школы
Платные услуги
Информационная безопасность
Анкетирование
Ссылки
Форма обратной связи
Бенуа
- Подробности
- Создано 23.05.2020 20:10
- Обновлено 23.05.2020 20:21
- Просмотров: 5997
Александр Николаевич Бенуа
В этом году, 3 мая, исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося русского художника, историка искусства, художественного основатель и главного идеолога объединения «Мир искусства», - Александра Николаевича Бенуа. Александр Николаевич Бенуа стал исторической фигурой еще при жизни.
Родился в семье архитектора. Некоторое время учился в Императорской Академии художеств, но не закончил её, считая, что художником можно стать, только непрерывно работая. Также занимался изобразительным искусством самостоятельно и под руководством старшего брата Альберта. В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета
Впервые представил свои работы на выставке и привлёк к себе внимание специалистов в 1893 году. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии» — картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV».
В последнее десятилетие XIX века, Александр Бенуа и его товарищи Сергей Дягилев и Дмитрий Философов, организовывают новое художественное общество.
Художников объединяла тяга к ретроспективизму, поиски идеалов в искусстве эпохи Петра I, в барокко середины XVIII века, в ампире времён Павла I. Поиски идеалов в искусстве предыдущих веков логично повернули деятелей общества к переоткрытию художественного значения и наследия барокко, российского рококо, раннего классицизма XVIII века, ампира и культуры русской усадьбы, к переоткрытию художественного значения старинной архитектуры, графики, фарфора, которые находились в состоянии кризиса или стагнации. Установки молодых художников имели признаки дворянской культуры и уважения к культурному достоянию Западной Европы.
Вместе с другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. В 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России». Бенуа — один из самых значительных художественных критиков начала XX века, ввёл в оборот выражения авангард и русский сезаннизм. Художник, критик, идеолог "Мира искусства", он написал в двадцать с хвостиком дерзкую историю русской живописи XIX века, где опрокидывал авторитет "передвижников", открывал прелесть Венецианова, вписывал в скрижали русского искусства имена своих сверстников.
В 1903 году Бенуа создал один из шедевров отечественной книжной графики — серию иллюстраций к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Однако они были отвергнуты как «декадентские». Иллюстрации приобрёл С. П. Дягилев и напечатал их вместе с поэмой в журнале «Мир искусства» (1904. № 1). Рисунки Бенуа «произвели фурор и были признаны всеми знатоками книги как идеальная графическая работа» В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904), едва ли не единственная его крупная работа для детей. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций, и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной.
В1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С. Пушкина «Пиковая дама», с иллюстрациями А. Н. Бенуа
В 1919 году Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа, издал её новый каталог. Продолжал работу как книжный и театральный художник и режиссёр, в частности, работал над постановкой и оформлением спектаклей петроградского Большого драматического театра. Последней работой Бенуа в СССР стало оформление спектакля «Свадьба Фигаро» в БДТ.
В 1922 году вышла крупнейшая графическая работа Бенуа за годы революции — альбом «Версаль», где акварели художника сопровождаются его же текстом. Версаль был одной из любимых тем художника. В основе данной работы — многочисленные натурные наблюдения: ещё в октябре 1896 года Бенуа совершил свою первую поездку в Париж, где зарисовал виды Версаля, положившие начало его знаменитым версальским сериям.
Версаль для Бенуа — олицетворение гармоничного единения человека, природы и искусства.
В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств, в Париже.
В 1926 году А. Н. Бенуа покинул СССР. Жил в Париже, где работал над эскизами театральных декораций и костюмов. Участвовал в балетной антрепризе Сергея Дягилева «Ballets Russes» как художник и автор-постановщик спектаклей. В эмиграции много работал в Милане в оперном театре Ла Скала. Страстно любящий театр, Бенуа стал одним из главных героев первых сезонов дягилевской антрепризы в Париже. Он оформил ряд театральных спектаклей, открывшие "Русские сезоны" 1909 года в Париже. Такие как балет "Павильон Армиды", оперу «Соловей», Он пишет либретто балета "Петрушка", который стал, как и "Жар-птица" и "Шехерезада", визитной карточкой "русских сезонов".
Бенуа ощущал искусство, как пространства радости и игры где-то у подножия храма Аполлона
В этот период он создал серию видов Петербурга и его пригородов под общим названием «Воспоминания». В последние годы жизни художник трудился над мемуарами «Мои воспоминания», на страницах которых воссоздал атмосферу духовных и творческих исканий Серебряного века. Не менее значительным было и издание «Александр Бенуа размышляет…Статьи и письма 1917—1960 гг.». Скончался 9 февраля 1960 года в Париже. Похоронен на кладбище Батиньоль в Париже.
Взгляды и представления Александра Бенуа об искусстве почти рассеятся в бурях ХХ века, но удивительно, каким точным предостережением грядущему веку (да и нынешнему!) звучат слова Бенуа: "…Каждый великий художник есть чудо, и чудо тем изумительнее, чем меньше соответствует его появлению обстановка. Но было бы опрометчиво создавать искусственно эту "несоответствующую" обстановку в надежде, что именно в ней произойдет "чудо". Было бы нелепостью благословлять эту обстановку и видеть в ней источник красоты".
Статья подготовлена преподавателем
Отделения ИЗО
Руденко Н.Н.