Breadcrumbs
Главная
Информация
Зачисление в школу
Отделения школы
Платные услуги
Информационная безопасность
Анкетирование
Антикоррупция
Ссылки
Форма обратной связи
Винченцо Беллини
- Подробности
- Создано 26.10.2021 19:27
- Обновлено 26.10.2021 19:32
- Просмотров: 7652
Винченцо Беллини
(03.11.1801 – 23.09.1835)
…Он богат чувством печали,
чувством индивидуальным,
ему одному присущим!
Дж. Верди
«Лебедь Катании» и «Мастер меланхолии» — такие имена получил Винченцо Беллини в богемных кругах. Причиной тому послужили длинные, плавные музыкальные фразы, ставшие оригинальной визитной карточкой оперных шедевров итальянского композитора. Джузеппе Верди считал его новатором и реформатором в музыке, сокурсник и преданный товарищ Франческо Флоримо подчёркивал благородные черты лица и умение держаться с неподражаемым достоинством даже при знакомстве с важными персонами, Вагнер восхищался способностью гармонично связывать либретто, мелодию и психологию образа в одной партитуре. Прожив яркую и стремительную жизнь, Винченцо Беллини «отозвался» в душе каждого своего современника, имеющего отношение к искусству.
Винченцо родился в портовом итальянском городке на острове Сицилия. Его отец зарабатывал на жизнь игрой на органе на религиозных службах и преподаванием для детей аристократов.
Происхождение обеспечило мальчику возможность обучаться музыке с детства. Однако, чтобы получить более серьёзное образование, требовались деньги.
Герцог провинции Катания Стефано Нотабартоло и его супруга порекомендовали Винченцо обратиться с прошением Городской Совет. Просьба молодого человека была удовлетворена: ему назначили стипендию. Деньги, которые новоявленный студент получал в течение 4 лет, позволили ему переехать в Неаполь и поступить в консерваторию.
Художественный руководитель Антонио Зингарелли, в силу развитой интуиции и профессионального чутья, быстро распознал в студенте огромный творческий потенциал и проникся к Винченцо отеческими чувствами. Именно Зингарелли поведал своему протеже секрет композиторского мастерства: «Если Вы научитесь слышать мелодии, которые идут от сердца, и записывать их в максимально упрощенной форме, успех придёт. Вы станете композитором. Если не овладеете этим умением, всегда есть возможность стать приличным органистом в сельской глубинке». Последующее творчество Беллини раннего и позднего периода наглядно показывает: эти слова способный ученик усвоил и не забывал никогда.
В 24 года Винченцо представил первое творение в оперном жанре. Премьера «Адельсон и Сальвини» состоялась на сцене зала родной консерватории.
После триумфального дебюта Беллини начал получать постоянные заказы. Карьера стремительно стала развиваться, давая общественности повод для обсуждения нового феноменального таланта в области оперного искусства. С восторгом публика восприняла творение «Бьянка и Джернандо». Оперу, повествующую о придворной борьбе за власть, интригах и любви вопреки предрассудкам, включил в репертуар театр «Сан-Карло» в Неаполе.
Через год на право поставить на сцене новый оперный спектакль Беллини претендовал именитый театр в Милане «Ла-Скала». Для легендарной труппы автор к 1827 году написал оперу по тексту романтической трагедии Ч. Мэтьюрина «Пират». В 1829 году успех закрепила «Чужестранка». На этом головокружительный карьерный взлёт завершился.
Имя Винченцо Беллини было на слуху, но со временем отношение к маэстро поменялось. Критики заточили перья и принялись усердно искать недостатки, сравнивать произведения с манерой сочинения других композиторов, заручившихся немалой популярностью. Новое творение «Заира» получило крайне негативные отзывы и оценки. Пытаясь реабилитироваться, Беллини предоставляет на суд слушателей «Сомнамбулу», но и здесь не получает удовлетворительных и приободряющих мнений. Вынужденный творческий кризис композитор решает пережить на новом месте. Он переезжает в Париж, чтобы заново переосмыслить суть и потребности личного самовыражения.
Временный отдых и успокоение среди парижских пейзажей помогли вернуть маэстро авангардные позиции в творческих кругах. «Норма» и «Пуритане» — произведения, ознаменовавшие возвращение композитора к истокам успеха.
В 1835 году Беллини скоропостижно скончался от острого кишечного заболевания, спровоцировавшего гнойное воспаление в тканях печени.
Его жизненный путь оборвался в сравнительно молодом возрасте, но в прожитых днях нашлось место и поражениям, и фееричному триумфу. Музыка Винченцо Беллини обрела своих благодарных слушателей ещё при жизни автора. Оперные постановки проводились на сценах Неаполя, Милана и Парижа. Талантливый композитор получил завидную долю известности и признания, чем обеспечил себе бессмертие вопреки физическим законам.
Преобладающим настроением в музыке Винченцо Беллини является некая меланхолия, светлая печаль. Композитор творил в жанре оперы бельканто и довёл составляющие до предельного, эталонного совершенства. Мелодии в произведениях часто оказываются плавными, тягучими, исполненными на глубоком legato. При этом партии для голоса отличаются чрезвычайной выразительностью, которая в некоторых моментах может восприниматься как проявление пафоса, что в бельканто не отрицается и даже приветствуется.
Музыка, написанная Беллини, оказала огромное влияние на творчество многих известных композиторов, среди которых — польский пианист и композитор Фредерик Шопен. Эти две незаурядные личности роднит стремление к простоте и доступности музыкального содержания. В течение всего процесса созидания Беллини намерено противопоставлял своё мастерство манере создания и исполнения музыкальных произведений своих современников. Он отказывался от изысканных сложных приёмов, излишней витиеватости, сложности в пользу лёгкости и приближенности к этническим мотивам.
Согласно биографии Беллини, в 1831 году маэстро поддался пожеланиям острых на язык ценителей искусства и создал оперу, которая резко выделяется на фоне предшествующих произведений. «Норма» — своеобразный жест, который продемонстрировал умение композитора создавать сложный аккомпанемент и развёрнутые партии для исполнителей. Опера, где солировала непревзойдённая испанская дива Мария Малибран, имела ошеломительный успех и восхитила критиканское сообщество. К моменту завершения написания шедевра Беллини едва перешагнул порог 30-летия. Даже наблюдая за очевидным успехом своего творения среди богемы, итальянец вряд ли смел предположить, что «Норма» станет одним из лучших оперных произведений всех времён и даже в XXI столетии сохранит актуальность. Каватина «Casta Diva» из «Нормы» и сейчас является серьёзным испытанием в вокальном плане даже для ведущих звёзд мировой оперной сцены. Партия написана для сопрано и по уровню сложности практически не имеет аналогов.
Красноречивым эпилогом творческого пути стала опера «Пуритане».
Лишь одна из 11 опер не получила восторженных отзывов. Это «Заира». Причиной тому могла служить спешка, с которой работал Беллини, занимаясь сочинительством на заказ. По другой версии, либретто на литературной основе В. Скотта в готовом варианте не зазвучало гармонично на фоне представленной музыки.
Пути гениальности никогда не оказываются простыми и предсказуемыми; у некоторых — талант проявляется в зрелом возрасте, у других — выражается с ранних лет. Винченцо Беллини прожил короткую жизнь, но она с самого детства пестрила событиями, не характеризующимися ординарностью, и была наполнена музыкой.
Ссылки:
Каватина Нормы из оперы «Норма»
https://www.youtube.com/watch?v=B-9IvuEkreI
Ария Амины из оперы «Сомнамбула» https://www.youtube.com/watch?v=tJn1lIPw49M
Ария Эльвиры из оперы «Пуритане» https://www.youtube.com/watch?v=IS0hAY6X11Q