Яндекс.Метрика


Платные услуги

Анкетирование

Форма обратной связи


Максим Березовский

Макси́м Созо́нтович Березо́вский

(17451777)

Березовский 1

Родился  будущий композитор 16 (27) октября 1745 год. Его отец был шляхтичем герба Сас. Детство композитора прошло в Глухове (Сумщина) в резиденции гетмана  К.Разумовского, где маленький Максим учился в известной певческой школе, основанной по инициативе гетмана  Д. Апостола.

В школе ученики изучали «киевское», «четырёхгласное» и «партесное» (на несколько партий) пение, нотную грамоту, игру на цимбалах и бандуре. В школу принимали как малолетних, так и более взрослых учеников. На протяжении двухлетней учебы они пели в школьном хоре и Глуховской Николаевской церкви; посещали оперные, балетные и драматические спектакли, хоровые и симфонические концерты при гетманской резиденции.

В 1758 г. в возрасте 13 лет Максим приезжает в Петербург. Благодаря своему прекрасному голосу он был определен в штат музыкантов наследника престола Петра Федоровича, где стал получать уроки по композиции у Ф. Цопписа и по вокалу у итальянского педагога Нунциани. На рубеже 1750-60-х гг. Березовский уже исполнял ответственные партии в операх Ф. Арайи и В. Манфредини, шедших на придворной сцене, соперничая в мастерстве и виртуозности с лучшими итальянскими певцами. После дворцового переворота 1762 г. Березовский, как и другие артисты из штата Петра III, был переведен Екатериной II в итальянскую труппу. В октябре 1763 г. композитор женился на танцовщице труппы Франциске Ибершер.

В 1760-х годах Березовский служил придворным камер-музыкантом. Там он создал ряд хоровых церковных концертов и песен. По свидетельству биографа П. Воротникова, его первые духовные концерты ("Приидите и видите", "Вси языцы", "Тебе бога хвалим", "Господь воцарися", "Хвалите господа с небес") показали его исключительное дарование и хорошее знание законов контрапункта и гармонии. Композиторское мастерство М.Березовкого получило множество одобрительных отзывов современников — композитора хвалили за хороший вкус и мелодичность произведений. Хоровой концерт классического типа М. Березовского объединил традиции отечественного церковного пения «а капелла» (без инструментального сопровождения) с пением итальянских хоровых школ. Он утвердился в 1760-х годах благодаря произведениям итальянцев, работавших в России, а также хоровым кантатам Березовского - первого автора в этом жанре. 

В мае 1769 г. Березовский был направлен для совершенствования профессионального мастерства в Болонскую филармоническую академию (Италия), где он обучался до 1771 года. Это наиболее престижное учебное заведение с XVII века готовило музыкантов для всей Европы. Доверие к мастерству выпускников академии основывалось на высоком научном и педагогическом авторитете её главы — знаменитого композитора Дж.-Б. Мартини, которого современники называли «богом музыки». Он и стал учителем Березовского.

Для получения звания академика предстояло не только пройти три уровня обучения, но и сдать экзамены: написать музыкальное произведение. Березовскому пришлось создать полифоническую (многоголосную) композицию в определенном стиле на заданную тему. 

В 1771 г. Березовский получил статус иностранного члена Болонской академии. Иностранцу этот титул давал право работать капельмейстером. Протокольная рукопись «антифона» Березовского, подписанная «Massimo Berezovsky», до сих пор хранится в архиве академии. Пребывание Березовского в Италии не ограничилось лишь Болоньей, композитор посещал Венецию, где получал стипендию, и бывал в Ливорно, где стояла российская морская эскадра. Для традиционного зимнего карнавала в Ливорно Березовский написал оперу «Демофонт» (либретто П. Метастазио, поставлена в 1773 в Ливорно, сохранились 4 арии). Предание утверждает, что сделал он это по желанию командующего российской флотилии Орлова. 

В Италии Березовский сочинял, главным образом, салонную музыку в классицистской манере. Прожив в Италии свыше четырёх лет, Березовский побывал и в других городах. На рукописи его «Сонаты для скрипки и чембало» обозначено место написания — Пиза. В итальянских архивах были выявлены «Симфония» и три клавирные сонаты, соната для скрипки и клавесина (1772). До сих пор не найдены партитуры кантаты и концерта. Некоторые сочинения Березовского до сих пор не опубликованы.

В октябре 1773 года композитор вернулся в Петербург, где был назначен в штат императорских театров, а через восемь месяцев — капельмейстером придворной капеллы.

Сблизившись с Г. Потемкиным, Березовский некоторое время рассчитывал на должность в предполагаемой Музыкальной академии на юге страны (кроме Березовского князь собирался также привлечь Дж. Сарти и И. Хандошкина). Но проект Потемкина так и не был осуществлен, и Березовский продолжал работать в капелле в качестве рядового служащего.

Свидетельства о последних годах жизни Березовского противоречивы. В марте 1777 года Березовский заболел горячкой, которая послужила причиной его скоропостижной кончины.

Березовский наряду с Д.С. Бортнянским  считается создателем классического типа русского хорового концерта (без инструментального сопровождения). Среди его музыки для хора есть и такие произведения как: Литургия святого Иоанна Златоуста (наиболее известная часть — «Верую»), хоровые концерты («Господь, воцарися», «Отрыгну сердце», «Милость и суд», «Слава в вышних Богу», «Не имамы иныя помощи»), причастные стихи («Знаменася на нас», «В память вечную», «Хвалите Господа с небес» и др.). Вершина творчества Березовского в области духовной музыки — хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости» (на отдельные стихи псалма Давида №70). Благодаря своей популярности он получил широкое распространение и был дважды напечатан в первой половине XIX в. (1818, 1841).

Творчество выдающегося русского композитора второй половины XVIII в. М. Березовского наряду с творчеством его знаменитого современника Д. Бортнянского ознаменовало наступление нового, классицистского этапа в музыкальном искусстве России.

Статью подготовила преподаватель

Отделения вокально-хорового исполнительтва –

Епишина О.С.


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!