Яндекс.Метрика


Платные услуги

Анкетирование

Форма обратной связи


Ян Френкель

ЯН ФРЕНКЕЛЬ

Френкель 1

Ян Абрамович Френкель появился на свет в 1925 г. в украинском городке Пологи. Его отец, Абрам Натанович, был парикмахером, но приучал сына к музыке с малых лет. Отец был уверен, что от качества игры на скрипке зависит все дальнейшее будущее ребенка.

Френкель не концерте

В возрасте 13 лет Ян поступил в музыкальную академию. Наставниками юного скрипача стали Яков Магазинер и Борис Лятошинский. Френкель учился в академии до 1941 года.

Когда началась Великая Отечественная Война, юный музыкант решил уйти на фронт и увеличил свой возраст на 5 лет (изменил год рождения на 1920). В возрасте 16 лет юноша был зачислен в Оренбургское военное училище.

После окончания училища в 1942 году Френкель отправился на фронт. На передовой артист пробыл около года, но после тяжелого ранения и лечения был приписан к фронтовому театру. Ян играл на аккордеоне, скрипке и рояле, сочинял и пел песни. Юный музыкант делал все, чтобы поддержать бойцов Красной армии. Первая песня Френкеля «Шел пилот по переулку» была написана им как раз в тот период.

После окончания войны Ян продолжил музыкальную карьеру, поселившись в Москве. Музыкант делал обработки известных произведений, исполняя их в дорогих ресторанах города, переписывал партитуры для членов Союза композиторов СССР и занимался аранжировками их произведений.

Благодаря связям в музыкальных кругах Ян Абрамович познакомился с талантливыми поэтами-песенниками своего времени. Сотрудничество с Михаилом ТаничемРобертом Рождественским, Константином Ваншенкиным, Инной Гофф привело к появлению целого ряда шлягеров. 

Многие песни Френкеля рождались в условиях его тесной комнатушки в коммунальной квартире. В такие минуты композитор бежал в общий коридор и напевал по телефону новую мелодию одному из друзей. Так появились на свет песни: «Кто-то теряет, кто-то находит», «Калина красная», «Я спешу, извините меня» и другие. 

В семидесятых годах композитор выиграл конкурс на новую оркестровую версию гимна СССР. К работе были привлечены ведущие композиторы страны. Комиссию, определившую победителя, возглавлял Дмитрий Шостакович, который ранее помог Френкелю избежать исключения из Союза композиторов.

За годы творчества Френкель участвовал при создании более 60 фильмов. Сам композитор снялся в эпизодических ролях в 4 фильмах. Самым запоминающимся его образом на киноэкране стал гарсон Луи-Леонид в фильме «Корона Российской империи». Композиции «Погоня», «Песня Яшки-цыгана», «Русское поле» он написал для фильмов о неуловимых мстителях. 

Яна Абрамовича связывала тесная дружба со многими артистами. Одним из его друзей был Андрей Миронов. Прославленный советский актер неоднократно исполнял песни Френкеля во время съемок в кинофильмах.

Френкель и А.Миронов

Хорошо композитору удавались мелодии к мультфильмам и телеспектаклям. Первый анимационный фильм с музыкой Френкеля вышел в 1962 году, а последний – в 1986 году. Мелодии Френкеля сопровождали сценические выступления Марии Мироновой и Александра Менакера и легендарного комического дуэта «Тарапунька и Штепсель». 

Одной из наиболее известных мелодий, созданных Френкелем, стала композиция «Журавли». Классическое исполнение этой песни принадлежит Марку Бернесу. Позже ее исполнили:  Боян Кодрич, Олег ПогудинДмитрий ХворостовскийВалерий Леонтьев, Герман Ван Вен, АлсуЕлена Ваенга, Марк Олмонд. 

Песня была написана в 1968 году, в ее основу лёг текст Наума Гребнева, который являлся переводом оригинального стихотворения Расула Гамзатова на русский язык. Данная композиция уже более 45 лет входит в сборники лучших военных песен. После выпуска песни журавли стали символом погибших солдат.

В конце 80-х годов врачи обнаружили у Яна Френкеля рак. Лечение композитору не помогало. Летом 1989 года композитор уехал с семьей в Ригу и там умер 25 августа. Тело перевезли в Москву на автомобиле.Похороны композитора прошли на Новодевичьем кладбище. Провожали Френкеля под звуки его музыки. 

Статью подготовила преподаватель

отделения вокально-хорового

исполнительства –

Епишина Оксана Сергеевна

Анна Герман

АННА ГЕРМАН

Анна Герман 1

Анна Герман происходила из потомков немецко-голландских переселенцев, с раннего детства жила в Польше и считалась полькой по документам. Она обладала высоким чистым сопрано, исполняла и шуточные песни, и старинные романсы, и печальные композиции о любви. Певица выступала в Польше и Италии, Германии и США, Франции и Австралии, но особенно любили ее в Советском Союзе.

Будущая певица родилась 14 февраля 1936 года в Узбекистане, в городе Ургенче. Ее мать, Ирма Мартенс, происходила из меннонитов — потомков немецких голландцев, которые приехали в Россию в XVIII веке. Отец, Ойген Хёррман, в русской транскрипции Евгений Герман, был из семьи немецких переселенцев. В 1937 году по ложному доносу его обвинили в шпионаже и вскоре расстреляли.

Анна Герман в детстве

В 1942 году Ирма Мартенс во второй раз вышла замуж — за польского офицера Германа Гернера. Хотя отчим погиб на войне, девочка с матерью и бабушкой смогли переехать к его родственникам в Польшу — сначала в город Нова-Руда, затем во Вроцлав. Там Анна Герман поступила в общеобразовательный польский лицей. Она хорошо пела и рисовала, даже хотела поступать на отделение живописи во Вроцлавскую высшую школу изящных искусств.

Анна Герман в молодости

В 1955 году Анна поступила на геологический факультет Вроцлавского университета. Там она впервые выступила на сцене — спела на студенческом вечере. Несмотря на редкие аплодисменты из зала, ее заметили. После концерта к ней подошел Ежи Литвинец, руководитель студенческого театра «Каламбур», и предложил участвовать в спектаклях. Вместе с коллективом она разъезжала по разным городам, репетировала по ночам, выступала на разных студенческих сценах. Но вскоре ради учебы театр пришлось оставить.

Однако музыку Анна Герман не бросила — однокурсница Янина Вильк уговорила ее пройти прослушивание во Вроцлавской эстраде. Выступление юной певицы понравилось руководству эстрады, и ее песни включили в концертную программу. Но она понимала, что ей не хватает опыта и мастерства, поэтому занималась вокалом с преподавателем консерватории Яниной Прошовской.

В 1962 году Герман сдала экзамен по пению и стала профессиональной певицей. Тогда же она получила стипендию и на два месяца отправилась в Рим — на стажировку.

Анна Герман в Иалии

В 1963 году режиссер Юлиан Кшивка пригласил Анну Герман на III Международный фестиваль песни в Сопоте — один из самых крупных музыкальных конкурсов Польши. Герман исполнила песню «Так мне с этим плохо» и получила вторую премию среди польских певцов. Но по-настоящему известной певица стала в 1964 году, когда композитор Катажина Гертнер написала для нее песню «Танцующие Эвридики». С этой песней Анна Герман в 1964 году заняла второе место на II Фестивале польской песни в Ополе.

В 1965 году Анна Герман впервые выступила в СССР, а фирма «Мелодия» выпустила пластинку с ее песнями на двух языках — польском и итальянском. Вскоре ею заинтересовалась и другая звукозаписывающая фирма — итальянская CDI.

В конце 1966 года Герман уехала в Италию. Там она выступила на музыкальных фестивалях в Сан-Ремо и Сорренто, несколько раз снялась в телепрограммах, давала множество интервью.

27 августа 1967 года Анна Герман попала в автомобильную аварию. Полгода после этого Герман провела в гипсе, затем последовал долгий период восстановления. О сцене ей пришлось забыть на три года. В это время она написала автобиографическую книгу «Вернись в Сорренто?..», начала сама сочинять музыку, вела детскую передачу на радио.

Анна Герман в молодости 2

В 1970 году Анна Герман вернулась на эстраду. Первый ее концерт прошел в Варшавском дворце науки и культуры. Когда певица вышла на сцену, зрители аплодировали ей больше 20 минут. В том же году она записала песню «Человеческая судьба» на стихи Алины Новак. Это была первая композиторская работа Герман: за эту песню она получила «Золотой диск».

В репертуаре певицы были такие песни как: «Надежда» (А.Пахмутовой, слова Н.Добронравова), «А он мне нравится» и «Когда цвели сады» (В.Шаинского), «Письмо Шопену», «Из-за острова на стрежень», «И меня пожалей», «Гори, гори, моя звезда», «Судьба» (слова Р.Рождественского, музыка Е. Птичкина).

В сентябре 1972 года певица выступила в СССР с гастрольным туром «Анна Герман представляет». В декабре того же года советское телевидение показало цикл программ «Поет Анна Герман». Следующие советские гастроли певицы прошли в 1975 году. Еще два года спустя Герман снялась в телепрограмме «Голоса друзей»

Анна Герман стала единственной певицей, которая выступила на бис во время трансляции конкурса «Песня года». Публика так бурно аплодировала после песни «Когда цвели сады», что, невзирая на рамки телеэфира, Герман исполнила ее еще раз.

В 1977 году Анна Герман исполнила песню «Эхо любви», которая стала одной из любимых ее композиций. На фестивале «Песня-77» Герман спела «Эхо любви» дуэтом со Львом Лещенко.

Песни Анны Герман очень любил Папа Римский Иоанн Павел II и певица записала специально для него акустическое исполнение «Ave Maria».

В 1980 году Анна Герман прервала гастроли из-за тяжелой болезни и больше не вернулась на сцену. В это время она выпустила книгу «Анна Герман. Жизнь, рассказанная ею самой». 25 августа 1982 года певица умерла в Варшавском военном госпитале. Ее похоронили на Кальвинистском кладбище в Варшаве.

Статью подготовила

преподаватель отделения в

вокально-хорового исполнительства

– Епишина Оксана Сергеевна

Оленин Петр

ОЛЕНИН

ПЁТР СЕРГЕЕВИЧ

Оленин 1

28 февраля мы отметили 150 лет со дня рождения великого оперного певца Петра Сергеевича Оленина.

Петр Сергеевич был двоюродным братом певицы М. Олениной - д’Альгейм (1869—1970) и композитора А. А. Оленина (1861—1944). Его мать — Анна Михайловна Оленина-Алянчикова, была акушеркой.

Петр получил медицинское образование на факультете Московского университета, окончил который в 1895 году. Параллельно Оленин обучался вокалу у А. Николаева, Д. Леоновой, К. Кржижановского и Ф. Комиссаржевского.

Неоднократно певец участвовал в концертах Общества литературы и искусства, созданного Станиславским, вместе с Ф. Комиссаржевским и художником Ф. Л. Соллогубом. Там же он выступал с Л. Собиновым в любительском спектакле «Паяцы».

В 1895 году Петр Сергеевич совершенствовался по классу вокала в Италии у М. Петца, М. Полли, а в 1900 — у А. Маццоли. В 1897 году Оленин с успехом дебютировал в партии Тонио («Паяцы») в Генуе, затем в партии Валентина («Фауст») в Специи, пел в Неаполе.

В 1898 году певец дебютировал в партии Князя Игоря в московском Большом театре, однако в труппу не был принят. 24 ноября того же года он успешно дебютировал в партии Онегина на сцене Московской частной русской оперы С. Мамонтова.

Оленин был прекрасным актером. Что ни партия — характерная фигура, обдуманная, прочувствованная до мельчайших деталей. Он был одинаково хорош и в комедии, и в драме, в любых исторических эпохах и стилях.

Кочетов («Скоморох»), Дюнуа («Орлеанская дева»), Рангони и Варлаам («Борис Годунов», редакция и инструментовка Н. Римского-Корсакова), Бургомистр («Царь и плотник»), Судья («Вертер»), Леско («Манон Леско»); Каскар («Заза»); Фарлаф («Руслан и Людмила») и это далеко не весь список исполненных Олениным партий.

 

Оленин в роли

Петр Сергеевич сал первым исполнителем партии Кальвейгштейн в опере «Мадемуазель Фифи». Он также исполнял произведения  М. Глинки, М. Балакирева,  А. Бородина, П. Чайковского, А.Гречанинова, романсы  М.Мусоргского,  А. Даргомыжского, Ц. Кюи, русские народные песни. С большим успехом Оленин выступал также в опереттах; кроме того, исполнял куплеты на злободневные политические темы.

Певец принял участие в 32 концертах Кружка любителей русской музыки. 8 произведений в его исполнении были записаны на грампластинки в Петербурге («Пате», 1912).

До 1900 г. Оленин пел в Товариществе частной оперы театра Солодовникова. В 1900—1903 и 1915—1918 Петр Сергеевич был солистом Большого театра, в 1904—1915 — солистом московской Оперы С. Зимина. 

 

Оленин в опере Зимина

В 1905 Оленин женился на балерине Большого театра, Софье Васильевна Федоровой.

1907—1915 Оленин становится главным режиссёром Оперы С. Зимина. Как режиссёр Петр Сергеевич формировался под влиянием принципов Станиславского и МХАТа.

Первые же постановки наметили путь к реалистической реформе оперного театра. Олениным были поставлены такие оперы как: «Орлеанская дева» (1907;), «Борис Годунов», «Кащей бессмертный» (1908), «Скоморох» (1908, первая постановка), «Золотой петушок» (1909, первая постановка) и многие другие.

Оленин был режиссёр московского Большого театра (1915 – 1916, 1916 -1918 управляющий труппы), Петроградского ГАТОБ (1918—1921, с 1921 управляющий оперной труппы), Государственного академического театра комической оперы (1921, ГАТКО). В 1917 году Петр Сергеевич основал в Москве театр «Алтар» («Малая опера»).

В 1918 году Оленин перешёл из Большого театра в Мариинский, переехав с семьёй из Москвы в Петроград.

Скончался Петр Сергеевич в Петрограде. Великого певца похоронили в Москве на Ваганьковском кладбище, но с годами могила была утрачена.

                                 Статью подготовила

                                       преподаватель отделения

вокально-хорового исполнительства

                                               – Епишина Оксана Сергеевна

Оскар Фельцман

ФЕЛЬЦМАН

ОСКАР БОРИСОВИЧ

Фельцман 1

Советский и российский композитор, автор песен, народный артист РСФСР Оскар Фельцман родился 18 февраля 1921 года в Одессе в еврейской семье. Его отец - Борис Иосифович Фельцман, был хирургом-ортопедом. Мать - Циля Абрамовна Фельцман (1899-1984). Хотя отец был врачом, но профессионально играл на фортепиано и с ранних лет приобщал Оскара к музыке.

С пяти лет Оскар Фельцман начал заниматься игрой на скрипке с известным педагогом Петром Столярским, однако вскоре перешёл в класс фортепиано. Игре на рояле он обучался у Берты Рейнгбальд. Первая фортепианная пьеса Оскара Фельцмана «Осень» была написана в возрасте шести лет. 

Фельцман в детстве

В 1939 году Оскар Фельцман окончил школу имени П. С. Столярского, класс композиции Николая Вилинского. В 1939-1941 годах Оскар Борисович учился в Московской консерватории, класс композиции В. Я. Шебалина.

фельцман в молодости

В 1941 году юный композитор был эвакуирован в Новосибирск, где в возрасте 20 лет был назначен секретарём Сибирского отделения Союза композиторов СССР. В Новосибирске он писал музыку для филармонии, Ленинградского Александринского театра, работал заведующим музыкальной частью Белорусского государственного Еврейского театра (БелГОСЕТа). Тогда же Оскар Фельцман написал оперетту по пьесе Валентина Катаева «Синий платочек», которая была разгромлена в газете «Правда».

В 1952 году для пародийного театра «Синяя птичка» он написал свою первую песню - «Теплоход» на стихи В. Драгунского и Л. Давидович. В 1954 году её исполнил по телевидению Леонид Утёсов. В1956 году в его же исполнении песня была записана пластинку. 

Большую популярность приобрела песня «Ландыши», написанная на стихи Ольги Фадеевой и впервые исполненная Геленой Великановой. Но в советской прессе песня была признана мещанской, идеологически несостоятельной. Тем не менее, другие его песни постоянно звучали на радио и в концертах. 

Оскар Фельцман сотрудничал с разными поэтами, среди которых Андрей Вознесенский, Расул Гамзатов, Евгений Долматовский, Михаил Матусовский, Игорь Кохановский, Марк Лисянский, Лев Ошанин, Роберт Рождественский, Владимир Харитонов, Игорь Шаферан, Михаил Танич, В. Орлов, Наум Олев, Михаил Рябинин. 

Фельцман и .Рождетвенский

Песни Фельцмана исполняли многие знаменитые мастера советской и российской эстрады. Большой популярностью пользовались и пользуются песнитв исполнении Эдиты Пьехи: «Огромное небо», «Белый свет», «Венок Дуная», «Манжерок», «Ничего не вижу» и др. Фельцман называл Эдиту Пьеху своей любимой исполнительницей. 

Всего Фельцманом было написано около 1500 песен. В списке произведений написанных Оскаром Борисовичем есть ряд камерных произведений («Концерт для скрипки с оркестром» в трех частях, «Десять романсов на стихи Инны Лиснянской», «Цикл романсов на стихи Марины Цветаевой», «Цикл песен на стихи Хаима Бялика»), вокальный цикл «Песни былого», музыка к опереттам («Воздушный замок», «Суворочка», «Шумит Средиземное море»), кинофильмам и мульфильмам, цирковым номерам, эстрадным представлениям, постановкам для детей Натальи Сац.

В середине 1980-х годов Фельцман организовал для своих авторских концертов инструментальный ансамбль «Огни Москвы» с солисткой Ириной Аллегровой. 

В конце 1990-х годов Оскар Борисович написал 12 песен на стихи Юрия Гарина. Композитор исполнял их в Одессе на авторском концерте в дни празднования 200-летия города. Эти песни исполняли Алла Иошпе и Стахан Рахимов, Клара Новикова. 

Юрий Гарин посвятил Фельцману песню «Оскар Борисович» (муз. А. Ческиса). Песня была исполнена самим Гариным на концерте, посвященном юбилею Фельцмана. 

Оскар Борисович был награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени, Орденом Дружбы и Памятным знаком на «Площади звезд».

Скончался он 3 февраля 2013 года от сердечной недостаточности в ЦКБ имени Семашко. Прощание состоялось в Доме Союза композиторов России. Похоронен композитор 6 февраля 2013 года на Новодевичьем кладбище. 

Статью подготовила

преподаватель отделения

вокально-хоровоо исполнительства –

Епишина Оксана Сергеевна

Айдар Гайнуллин

АЙДАР АКРЕМЕТДИНОВИЧ

ГАЙНУЛЛИН

Гайнуллин

Айдар Гайнуллин (12 января 1981) — российский баянист с мировым именем, известный вокалист и композитор, академик кинематографических искусств, заслуженный артист РФ, обладатель Национальной кинематографической премии «Ника» и Национальной премии кинопрессы и кинокритики «Белый слон» за музыку к фильму Ивана Вырыпаева «Эйфория». Обладатель кинопремии на XX Открытом Всероссийском кинофестивале «Кинотавр» в номинации «Лучшая музыка к фильму» (за фильм Ивана Вырыпаева «Кислород»). Лауреат 18 международных конкурсов баянистов и аккордеонистов.

Музыка в исполнении Айдара Гайнуллина звучит в лучших концертных залах мира: в Большом зале Берлинской филармонии, зале Gaveau (Париж), зале Wigmor (Лондон), Кеннеди-центре (Вашингтон), Московском международном доме музыки, Государственном Кремлёвском дворце и т. д.

Помимо баяна, Айдар играет также на аккордеоне. Ещё школьником он начал завоевывать призы на конкурсах исполнителей на народных инструментах. В студенческие годы он выиграл все самые крупные премии на международных соревнованиях («Кубок МИРА» (Лондон), Klingenthal (Германия), Arrasate Hiria (Испания), Castelfidardo (Италия) и т. д.). Был стипендиатом нескольких фондов: «Новые имена», им. Мстислава Ростроповича, «Русское исполнительское искусство», DAAD. Айдар Гайнуллин оказался едва ли не самым молодым исполнителем, о котором Министерство культуры снимает документальный фильм.

Искусство российского музыканта высоко оценили не только музыковеды, но и целый ряд высокопоставленных лиц: Михаил ГорбачевБорис ЕльцинВладимир ПутинДмитрий МедведевИслам КаримовЖак ШиракКим Чен Ир, королева Испании София, королева Нидерландов Беатрикс, бывшая греческая принцесса Ирина, принц Иордании Хасан бин Талал, принц-консорт Датский Хенрик, эмир Кувейта Джабер аль-Сабах, мэры европейских городов.

Гайнуллин выступал с Мстиславом Ростроповичем, Анной Нетребко, Эрвином Шроттом, Денисом Мацуевым, Юрием БашметомМакисмом ВенгеровымМирей Матье, Чулпан Хаматовой, Deutsches Symphonie-Orchester Берлин, Баварским камерным оркестром, Люксембургским филармоническим оркестром, Белградским филармоническим оркестром и т. д. 

Айдар Гайнуллин написал музыку к кинокартине Славы Росса «Сибирь. Монамур». Он завоевал гран-при международного кинофестиваля «Дух огня» в Ханты-Мансийске и «Лучший иностранный фильм» на 10 Римском кинофестивале. Продюсер — Люк Бессон.

Сибирь Монамур

Высокий уровень мастерства, уникальный исполнительский стиль Айдара Гайнуллина, уникальная и разносторонняя одаренность этого молодого музыканта (не только в баянном, но также в вокальном и композиторском творчестве) неизменно вызывают большой интерес у публики и профессионалов.

Айдар Гайнулин — участник и создатель различных проектов, конкурсов, фестивалей. В 2009 году музыкант принял участие в V ежегодном международном музыкальном форуме «Crescendo».

   Гайнуллин неоднократно принимал участие в составе жюри на престижных российских и зарубежных фестивалях исполнителей -инструменталистов. Айдар Гайнуллин с отличием закончил российскую академию музыки имени Гнесиных (профессор Фридрих Липс) и берлинскую высшую школу музыки имени Hanns Eisler (профессор Gudrun Wall). С 2011 года является доцентом Carl-Philipp-Emanuel-Bach-Schule (Берлин), а с 2015 года доцентом музыкальной академии ASK (Берлин). С 2016 года становится солистом Московской Областной Филармонии.

За выдающиеся достижения в искусстве игры на баяне Айдар Гайнуллин вписан в «Золотую книгу талантов России» имени президента РФ. Также музыкант стал стипендиатом фондов Мстислава Ростроповича, Фридриха Липса, «Русское исполнительское искусство», лауреатом российского фонда культуры и международной ассоциации фондов мира «Новые имена». Айдар награжден орденом почетного члена Каунасской консерватории (Литва), правительственной наградой, орденом «Молодое дарование России» и премией «Лучшие из лучших».

                           Статью подготовила

                                   преподаватель отделения

                                                       вокально-хорового исполнительства –

                                   Епишина Оксана Сергеевна

 

Николай Голованов

НИКОЛАЙ ГОЛОВАНОВ

Голованов 1

                                                           «Самое страшное в дирижере –

                                             равнодушие и холодность.

                                                     Художник всегда должен быть

                                                       страстным пророком своей веры

                                                         и всецело убежденным артистом»

Н. Голованов

Голованов Николай Семенович (1891–1953) — выдающийся русский и советский композитор, хоровой дирижер, пианист,  педагог и  народный артист СССР - родился 9 января 1891 г. В 1909 г. он окончил Синодальное училище, а затем Московскую консерваторию. Был преподавателем Синодального училища по классу дирижирования и помощником регента Синодального хора Н.Данилина. В послеоктябрьские годы Голованов стал профессором Московской консерватории.

 

Голованов в молодости

В 1915 году Николай Семёнович начал сотрудничать с Большим театром, сначала как помощник хормейстера, а с октября 1919 года как оперный дирижер. Его дебютом стала «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова.

Первые годы работы в Большом театре стали и началом многолетнего союза – семейного и творческого – Николая Голованова и выдающейся певицы Антонины Неждановой. Голованов был пианистом-аккомпаниатором артистки более тридцати лет.

Нежданова

 

С 1919 года Николай Семенович активно участвовал в работе оперной студии, основанной Станиславским, который предложил Голованову возглавить музыкальную часть своей Оперной студии. Дирижер согласился и работал как в студии, так и в созданном на ее базе Музыкальном театре в 1919 – 1925 и 1937 – 1948 годах. 

Голованов за пультом

Во второй половине 1920-х годов против  Николая Голованова была развязана кампания политической травли, так называемая «головановщина». По мнению противников дирижера, Голованов стремился «перенести в советский театр старые, буржуазные нравы и методы работы», был чересчур «консервативным», отказывался продвигать молодых артистов, поддерживал «несправедливо высокие» размеры гонораров ведущим музыкантам. Кампания получила большой резонанс в средствах массовой информации и даже привлекла внимание И.В. Сталина. Голованов был уволен из Большого театра, а после восстановлен.

В 1937 году Николай Семенович стал художественным руководителем и главным дирижёром Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио. В годы Великой Отечественной войны, когда оркестр эвакуировали в тыл, из оставшихся в Москве музыкантов дирижер создал новый коллектив, и уже с 5 ноября 1941 года возобновились прямые трансляции по радио, которые сыграли огромную роль в укреплении духа народа, его веры в победу. Не случайно среди многих наград дирижера есть медали «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов».

Н. Голованов — автор ряда оригинальных сочинений. Музыка практически не исполнялась после его смерти, но сейчас переживает возрождение: в сезонах 2009—2012 ряд оркестровых сочинений был исполнен Российским Национальным оркестром под управлением М. Плетнева,  Московский Синодальный хор осуществил исполнения духовных сочинений, а его фортепианная музыка также начинает периодически звучать в концертах.

Известны такие сочинения композитора: Опера-кантата «Принцесса Юрата» (на сюжет балтийской легенды, 1914), опера «Богатырский курган» (по Г. Ибсену), Симфония, Увертюра на русские темы, Соната для фортепиано, «Эстампы» для фортепиано, «Lamento» (для скрипки, виолончели, голоса и фортепиано), романсы (более 200), духовные сочинения, две симфонических поэмы (в том числе «Саломея» к постановке одноимённой пьесы О. УайльдаМалый театр), оркестровые сюиты, обработки народных песен разных стран.

Духовные произведения композитора требуют исполнения образцовым хоровым коллективом. Их музыка сложна, изобилует диссонансами, но не смотря на это она не мешает молитве.

Дирижирование постепенно вытеснило композиторские планы. Поступив в Большой театр на время, чтобы практически познакомиться со спецификой оперного жанра, Голованов остался там навсегда, хотя в его работе трижды были перерывы (в 1928–1930, 1936–1948 годах, с мая 1953-го).

Большое значение для Николая Семёновича имело содружество с главным художником театра Ф.Ф. Федоровским. Кульминация творческого пути Голованова – три последние постановки 1948 – 1950 годов: «Борис Годунов», «Садко» и «Хованщина».

Николай Голованов умер в Москве 28 августа 1953 года и похоронен на Новодевичьем кладбище. Народный артист СССР, Н. Голованов был удостоен множества почетных наград, в числе которых — четыре Сталинские премии первой степени. 

                                     Статью подготовила

                                           преподаватель отделения

вокально-хорового исполнительства

                                           Епишина Оксана Сергеевна

 

Владимир Локтев

ЛОКТЕВ

ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ

 2021 06 12 13 39 05

11 мая мы отмечаем 110 лет со дня рождения Владимира Сергеевича Локтева. Этот человек был художественным руководителем и главным дирижером Ансамбля песни и пляски Московского городского Дома (Дворца) пионеров и школьников (1942-1968), организатором фронтовых концертных бригад воспитанников и педагогов городского Дома пионеров, профессором Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных(с 1967г.), членом Союза советских композиторов, заслуженным деятелем искусств РСФСР, лауреатом премии Ленинского комсомола, кавалером ордена Красной Звезды. Локтев был награжден медалями «За оборону Москвы», «За трудовую доблесть», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Локтев за роялем

Владимир Сергеевич был составителем и редактором песенных сборников"Будем петь на фестивале" (М., 1955), "Дети мира поют" (М., 1957). Известны также собственные сочинения: песни (более50), "Товарищи" (сл. А. Суркова, 1950), "Ты лети, ветерок" (сл. А. Пришельца, 1952), "За рекой, за Камышинкой" (сл. А. Пришельца, 1953), "Песня о дружбе" (сл. Л. Ошанина, 1955), "День счастливый" (сл. А. Босева, 1955), "У костра" (сл. С. Баруздина, 1956), "Гори, костер, веселей" (сл. А. Пришельца, 1957). Локтев занимался обработками песен сов. и зарубежных композиторов, народных песен для детских хоров, сборники обработки русской народной музыки для оркестра народных инструментов и другое.

Владимир Сергеевич родился 28 апреля (11 мая1911 год в Москве, в доме Карпова на Большой Серпуховской улице. Он был вторым ребёнком в семье военного топографа и домохозяйки.

В 19311937 Локтев работал концертмейстером и заведующим музыкальной частью Театра эстрады для детей, под руководством Наталии Сац.

В декабре 1941 года Владимир Сергеевич, будучи студентом Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского по классу хорового дирижирования Н. M. Данилина, собрал не эвакуированных девчонок и мальчишек – юных певцов и музыкантов Дома пионеров, и стал с ними заниматься. В феврале 1942 года к хору присоединилась хореографическая группа, а затем и оркестр. Очень скоро ребята стали участниками фронтовых бригад, выступали перед рабочими на заводах, ранеными в госпиталях, в действующей армии под Смоленском на Калининском фронте. Только за последний год войны Ансамбль дал более 100 концертов в госпиталях, воинских частях, на предприятиях, призывных пунктах. В то нелегкое военное время хор Ансамбля часто выступал на радио, все передачи шли непосредственно в эфир. И сколько раз они прерывались сигналами воздушной тревоги.

17 участников Ансамбля, а также В. С. Локтев, были награждены медалью «За оборону Москвы». А в октябре 1947 года Владимиру Сергеевичу был вручен боевой орден Красной Звезды.

Минуло лихолетье, вернулись из эвакуации юные москвичи, и уже в первый мирный год Ансамбль объединял в своих рядах более 250 школьников.

Ансамбль Локтева

Владимир Сергеевич Локтев руководил Ансамблем более 25 лет, он не только восстановил его в трудные военные годы, но и сделал его одним из самых популярных детских коллективов страны.

28 ноября 1968 года его не стало. Постановлением Совета Министров РСФСР 5 февраля 1969 года Ансамблю было присвоено имя В.С. Локтева.

В настоящее время Ансамбль им. Локтева – это целая детская страна со своим укладом, традициями и наследием. Он прекрасно известен в каждом уголке нашей страны и во многих странах мира.

Лауреат премии Ленинского комсомола Ансамбль песни и пляски им. В.С. Локтева и сегодня активный пропагандист музыкального искусства и детского творчества.

 

1. "Будем знакомы" - https://youtu.be/Zvsfx3cjnC0 
2. Ансамбль Локтева, Концертный зал имени П.И. Чайковского, 2006г. - https://youtu.be/utFDrePbO8g 
3. "Калинка" - https://youtu.be/yGxJCLhc3bk

                               Статью подготовила

                                     преподаватель отделения

вокально-хорового исполнительства -

                                     Епишина Оксана Сергеевна

 

 


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!