Breadcrumbs
Главная
Информация
Зачисление в школу
Отделения школы
Платные услуги
Информационная безопасность
Анкетирование
Антикоррупция
Ссылки
Форма обратной связи
Календарь. Васильев
- Подробности
- Создано 16.04.2020 18:48
- Обновлено 16.04.2020 18:48
- Просмотров: 5283
Фёдор Алекса́ндрович Васи́льев
(1850 – 1873гг)
В феврале 2020 года исполнилось 170 лет со дня рождения выдающегося русского художника- пейзажиста Ф.А. Васильева.
Судьба отпустила ему лишь 23 года жизни, но его имя вписано в историю русской художественной школы золотыми буквами. Его полотна невозможно перепутать с другими, они кажутся живыми настолько, что к ним хочется прислушаться, вдохнуть ароматы нарисованной на них зелени, прикрыть глаза от брызг морских волн, бьющихся о берег. Короткая и яркая, точно прочерченный в небе путь падающий звезды, — такой была жизнь Федора Васильева, художника невероятно одаренного, мощного и самобытного. Он умер в 23 года. Сейчас бы сказали — мальчишка совсем! Но в свои 23 года Васильев был не «мальчишкой», а известным и почитаемым художником и имел славу уникально доброго человека.
Он родился 170 лет назад в семье помощника учителя Гатчинского сиротского приюта Александра Васильева и его любимой — Ольги Полынцевой. Родители Федора обвенчались, когда в семье было уже двое детей, Евгения и Федя, а потом родили еще двоих сыновей — Сашу и Романа. К этому моменту они переехали из Гатчины в Петербург, поселились на Васильевском острове в скромном деревянном доме. Переезд, казалось им, поможет как-то решить материальные проблемы, но работа на почтамте много денег не приносила, и поэтому Федор начал работать почтальоном уже в 12 лет. Его помощь отцу была неоценима — на счету был каждый грош. Но когда выдавалась свободная минута, Федор хватался за карандаш и краски. (А не было их — готов был рисовать хоть палочкой на земле!) Несколько уверенных, легких движений руки — и его пейзажи оживали, листья на деревьях перешептывались, улавливая малейшее дуновение ветра, солнечные лучи скользили по земле, рассыпаясь в воде на миллионы золотых вспышек. Люди восхищались работами мальчика, но отец качал головой: да, рисуешь ты хорошо, только художники богато и сытно не живут, заканчивай ты с этим, берись за ум…Но что-то было в маленьком Феде особенное. Его упрямство и настойчивость победили: несмотря на сопротивление разумных взрослых, он отправился работать учеником реставратора в мастерскую Петра Соколова, а затем — в вечернюю рисовальную школу.
Отец умер, когда Феде было пятнадцать лет. Сестра, два брата, мама… Теперь главой этой семьи был 15-летний мальчик с умными, чуть тревожными глазами. В это время он был похож на волчонка: настороженный, напряженный, Федя брался за всю работу в мастерской, продолжая учиться, стиснув зубы от усталости и ужаса перед будущим.
В это время набирала силу и известность Артель художников, объединившая участников «бунта четырнадцати» — тех живописцев, что по окончании Академии художеств выразили бурный протест против написания картин на заданные темы.
Возглавлял бунтарей Иван Крамской. Заприметив на занятиях в школе толкового парнишку, уже известный мастер Иван Шишкин привел Федора к Крамскому «на просмотр».
В результате Иван Крамской и Иван Шишкин в лице Васильева получили лучшего и любимейшего своего ученика.
Год спустя Шишкин взял юношу с собой в поездку на Валаам. К этому моменту он был уже не просто учителем Васильева, он был его другом и почитателем его расцветающего таланта. Этюды в поездке писались каждый день, и Шишкин испытывал не понятную по-человечески зависть, а искренний восторг, видя, как с каждой новой пробой талант Васильева проявлялся все ярче. Васильев говорил с миром и природой на особом языке, был с окружающим пространством на «ты» и, казалось, понимал язык ветра и листьев…
По возвращении из поездки картины были выставлены. Когда на работе Васильева остановился взгляд знаменитого мецената Павла Строганова, и у автора полотна, и у его учителей сердца едва не выскакивали из груди от понятного волнения. Слово Строганова весило изрядно! Но лицо мецената вдруг разгладилось и просветлело; вмиг он полотно купил, справился об авторе, изумился его юности и пообещал молодому дарованию оказывать всемерную поддержку.
Летом 1868 года Васильев с сестрой Женей уехали в деревню под Петербург. Приехавший погостить Шишкин влюбился в Женю практически мгновенно. Спустя какое-то время художники породнились — Шишкин женился на Жене. В это время все они жили ощущением счастья и счастливого будущего.
Когда граф Строганов предложил художнику побывать в его имении под Тамбовом, Васильев согласился без размышлений и открыл для себя юг России. Васильев полюбил этот край за сочность красок, 30 картин только за 1869 год — стали итогом поездки.
Именно Федор Васильев подсказал Илье Репину композицию знаменитого полотна «Бурлаки на Волге», заставил мастера отказаться от ненужных, лишних на полотне персонажей. В той поездке Васильев много писал и сделал массу зарисовок, а после нее завершил картину «Оттепель», поразившую всех художников того времени. Что в ней было особенного? Да… все. На первый взгляд, обычный пейзаж — разъезженная дорога, устало бредущие путники, будто глядящие в небо с вызовом проталины превратились в гимн новой жизни, обновлению, победе света и тепла. Та жажда жизни, которая жила в самом Васильеве, отразилась на полотне и заполнила его светом и надеждой.
Выставленное на конкурс произведение вызвало ажиотаж, получило первую премию и вскоре пополнило знаменитую коллекцию Павла Третьякова, а копию картины заказал у художника сам будущий император Александр III. Это был успех. Васильеву было присвоено звание художника I степени, он был зачислен вольноприходящим студентом академии…Нет, «Оттепель» не забирала его жизнь. Но именно работая над этим гимном жизни, он заболел чахоткой. Когда это стало известно, для спасения художника его друзьями и поклонниками были предприняты меры: граф Строганов финансировал его переезд из холодного Петербурга в его имение Хотень, затем художник переехал в Крым… Ничего не помогало, Васильев угасал. Он спешно дорабатывал свои полотна и создавал новые — это были не картины с натуры, а картины-воспоминания, наполненные невыносимой грустью, — «Болото в лесу. Осень» и «Утро»… Он брал заказы, поскольку денег, переводимых Обществом поощрения художников, не хватало, писал пейзажи Крыма — дивно прекрасные, поэтичные, живые. Именно эти полотна, а не заказанные кем-то, питали душу художника, он упивался зарисовками моря и гор, и последнюю свою работу — «В Крымских горах» — он создал как реквием самому себе. Картина вызывала трепет у тех, кто ее видел. Иван Крамской называл ее мистической…
Это было в 1873 году. Васильев завершил картину. Он был совсем слаб, с трудом дышал, на его красивом лице отражались страдания, которыми он старался не мучить окружающих. 6 октября того же года он умер и был похоронен в Ялте.
Крамской и Шишкин, дабы компенсировать долги художника, организовали выставку-аукцион его картин, и полотна разошлись еще до официального открытия. Жизнь его вспыхнула и погасла. И теперь душа мастера продолжает жить в его уникальных полотнах, цены которым нет и не может быть…
На выставку, где «Оттепель» Васильева заняла первое место, «серебряный» ее призер Алексей Саврасов хотел выставить знаменитое впоследствии полотно «Грачи прилетели». Тогда, без сомнения, обе картины — прекрасные и «перекликающиеся» по теме полотна — могли бы разделить «золото», получив первые премии. Но Алексей Саврасов берег картину для Первой передвижной выставки, которая прошла в том же году, но позже, выставив «Печерский монастырь под Нижним Новгородом».
Обе картины — и «Грачи…», и «Оттепель», по мнению Ивана Крамского, произвели в русской живописи переворот, названный художником «присутствием души в пейзаже». И это правда: перед нами — нечто очень русское, типическое, тонкое и узнаваемое, в какие времена мы бы ни жили. Тут сошлось все — и зимняя русская тоска, и нищета, и ощущение заброшенности и человека, и быта, но при этом и великая, неистребимая в народе вера в свет, спасение и светлое будущее.